ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ОСТАНОВОК В ПУТИ…
Опубликовано в журнале «Автомагазин», январь 1999 г. [1] Автор адвокат Малинин А.В.
Наш журнал ведет рубрику "Автомобиль и закон", на страницах которого выступают адвокаты, юристы, сотрудники ГИБДД и другие специалисты, по роду своей деятельности связанные с вопросами обеспечения безопасной эксплуатации автомобилей. Авторы дают комментарии, полезные советы, как поступать в той или иной ситуации.
Сегодня мы решили провести "круглый стол", на который пригласили членов Межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам, в том числе: заведующего консультацией №7 Белыка Б.Н., адвоката Юридической консультации №8 "РОСАР" [2] Малинина А.В. и директора автоэкспертной организации "Авто-Спектрум" Самусева В.И. Итак, слово нашим гостям... Белык Б.Н. Автолюбители за помощью к адвокатам обращаются нечасто. Как правило, это решение вопросов, связанных с таможенным оформлением в соответствующих органах, урегулирование проблем при приобретении, как говорят, "нечистого" автомобиля, при конфликтных ситуациях с сотрудниками ГИБДД. И, конечно, при возникновении дорожно-транспортных происшествий, привлечении водителей к уголовной, административной ответственности, при решении вопросов о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного автопроисшествием. К сожалению, автолюбители при возникновении "проблемы" на дороге не знают действующего законодательства, особенно процессуальных правовых норм, не готовы правильно с юридической точки зрения защитить свои права. Мой коллега адвокат Малинин А.В., представитель Юридической консультации №8 "РОСАР", являющейся одним из инициаторов создания специальной программы "АВТО-АДВОКАТ", может подтвердить мои слова. Малинин А.В. Обращения к нам как потерпевших, так виновных в автопроисшествии граждан позволяют сделать вывод о том, что большинство из них не знают своих прав и обязанностей после ДТП, неправильно ведет себя, допускают утрату важных доказательств своей правоты, невиновности. В связи с этим, реализуя программу "АВТО-АДВОКАТ", мы планируем организовать проведение специальных занятий с автолюбителями по вопросам прав и обязанностей водителя после ДТП, участия водителя в осмотре места происшествия и составлении протокола, прав и обязанностей инспектора ГИБДД во время осмотра места происшествия, собирании доказательств, ходатайства и обжалования решений по делу, вопросам, связанным с возмещением материального ущерба и компенсации морального вреда. Отдельная тема осмотр и оценка аварийного автомобиля. Как и мой коллега Белык Б.Н., не боюсь показаться навязчивым и повториться еще раз, водители должны знать свои права и обязанности. Например, правила дорожного движения четко обязывают водителя в случае дорожно-транспортного происшествия остановиться, включить аварийную сигнализацию, не трогаться с места, выставить знак аварийной остановки, причем именно на тех расстояниях, на которых обязывают правила. Принять меры к вызову на место происшествия сотрудников ГИБДД и до их прибытия сохранить дорожную обстановку. В случае необходимости оказать врачебную помощь, если имеются пострадавшие. Водитель не должен тратить время и нервы на выяснение своей правоты с другим участником происшествия, постараться записать как можно больше свидетелей и очевидцев данной аварии, зафиксировать их фамилии и адреса, четко записать номера автомобилей, данные не только водителей, но и пассажиров, их адреса и телефоны для того, чтобы в последующем иметь возможность доказать свою правоту. Никогда нельзя уезжать с места аварии без надлежащего оформления инспектором ГИБДД соответствующих документов. Даже при условии, что виновник аварии написал Вам расписку, отдал свои документы и пообещал без инспектора оплатить все Ваши материальные претензии. Наша практика знает немало случаев, когда доверчивые водители "шли на поводу" у виновной стороны, не вызывали инспектора ГИБДД, а верили обещаниям и тем самым наказывали себя. Приведу всего лишь один пример. После аварии виновная сторона предложила потерпевшему быстро отбуксировать его автомобиль в рядом стоящий автосервис, где есть хорошие знакомые, которые помогут, достаточно быстро и дешево, но с хорошим качеством починят автомобиль. Потерпевший согласился, автомобиль, был доставлен сразу в автосервис, где в присутствии обеих сторон на автомобиль была составлена калькуляция ремонтных работ. Причем, с потерпевшего сотрудники автосервиса не потребовали каких-либо материальных средств на ремонт и на запчасти. Спустя неделю ему позвонили из автосервиса и попросили привезти детали и оплатить всю работу, т.к. в первый день была оплачена только стои мость составления калькуляции ремонта и снятие с автомобиля поврежденных деталей. Виновник аварии в свою очередь стал отказываться возмещать ущерб, заявив, что он проконсультировался со специалистами и теперь не считает себя виновным в аварии. Как адвокат, могу пояснить, в такой ситуации у потерпевшего мало шансов, используя свое право, добиться справедливого решения в свою пользу. Автоэксперт Самусев В.И. Наша организация специализируется на оказании услуг автолюбителям по оценке стоимости ремонта, восстановления поврежденного автомобиля. Если Ваш автомобиль попал в аварийную ситуацию на дороге и получил повреждения, это всегда очень неприятное обстоятельство, приводящее владельца автомобиля, особенно в первое время после аварии, если не в шоковое, то в сильное стрессовое состояние. И мне как директору фирмы по оценке автотранспорта "Авто-Спектрум", имеющему многолетний и в то же время каждодневный опыт определения величины повреждения и материального ущерба от аварии, хочется дать водителям несколько советов и примеров, как надо себя вести, если Вы попали в аварию, от момента приезда сотрудника ГИБДД до решения Вашего иска в судебном порядке.Довольно часто пострадавший, находясь в сильном эмоциональном возбуждении, ведет себя на месте происшествия несобранно, не обращает внимание на мелочи при составлении 'протокола ГИБДД. Например, при составлении акта осмотра наши эксперты замечают, что такие повреждения, как трещины на оптике, ветровом и заднем стеклах,небольшие вмятины и деформация отдельных частей кузова, царапины и т.д., не указаны в справке ГИБДД о наличии повреждений. Данные факты всегда являются причиной эмоциональных споров между ответчиком и пострадавшим: включать или не включать данные повреждения в акт осмотра и, как правило, данные повреждения не включаются в акт осмотра и по ним не определяется величина ущерба. Будьте внимательны при составлении справки ГИБДД, особенно в темное время суток или при плохом освещении. Участвуйте во всех замерах и описаниях мест повреждений. Часто потерпевший хочет решить вопрос о возмещении ущерба как можно быстрее, и пытается договориться с ответчиком о возмещении ущерба без составления калькуляции стоимости ремонта. Однако жизнь показывает, что такая договоренность часто приводит к тому, что пострадавший вообще не получает материальной компенсации. Об этом уже говорилось выше. Составление калькуляции стоимости ремЪнта просто необходимо, потому что только после составления акта осмотра с автоэкспертом, фотографирования повреждений автомобиля можно приступать к ремонту автомобиля. Все обещания ответчика, что Вашу машину быстро отремонтируют на знакомом сервисе и все материальные споры решаться "полюбовно", как правило, остаются словами. Как только к Вашей машине применены ремонтные воздействия, без вызова эксперта и описания повреждений, о материальном возмещении можете забыть и надеяться только на порядочность ответчика. Главный редактор журнала "Автомагазин" Пузырев Б.Н. Как определить, где можно провести правильно осмотр и оценку аварийного автомобиля? Автоэксперт Самусев В.И. Сейчас на рынке оценки автотранспорта много разных фирм, рекламирующих себя как специалистов. Очень важно выбрать правильно фирму, специализирующуюся на оценке автотранспорта. При вызове эксперта на осмотр проверьте, имеет ли организация сертификат соответствия. Данный документ подтверждает, что фирма работает по утвержденным документам. Эксперт-оценщик должен иметь именную соответствующую квалификацию. Являясь одним из участников программы "АВТО-АДВОКАТ", мы не раз встречались с фирмами по оценке автотранспорта, где специалисты не имеют именной специальной квалификации, а просто окончили автомобильный факультет, ВУЗ или учебное заведение, связанное с автомобильным транспортом. При этом такой специалист проводит Акт осмотра аварийного автомобиля, составляет заключение и калькуляцию. Вместо документов, подтверждающих надлежащую квалификацию, оценщик прикладыврет документ специалиста по оценке бизнеса и удостоверение члена Московского общества оценщиков. Впоследствии при рассмотрении дела в суде такие документы при наличии грамотной защиты могут быть признаны недействительными со все ми вытекающими для потерпевшего негативными последствиями. При авариях с сильными повреждениями большое значение для полноты определения ущерба является определение скрытых дефектов от столкновения. Нередко стоимость ремонта по устранению скрытых дефектов выливается в большие суммы, особенно для иномарок. Заключение автосервиса о наличии скрытых дефектов в присутствии ответчика позволяет составить дополнительную калькуляцию на ремонт. Хочу предупредить Вас, что автосервис должен иметь соответствующую лицензию и сертифицированное оборудование. Бывают случаи, когда для составления калькуляции на скрытые дефекты приносят заключение с копией лицензии автосервиса на транспортные или иные услуги, что не дает право оценочной фирме составлять дополнительную калькуляцию. Обратите внимание, что все повреждения, определенные специалистами автосервиса, должны относиться к данной аварии. При составлении акта осмотра необходимо присутствие ответчика или его представителя с надлежащим образом правильно оформленной доверенностью. Белык Б.Н. За последние годы нормы права перестали быть документами "за семью печатями". Сейчас выходит много полезных публикаций, в том числе и на страницах Вашего журнала, где подробно разъясняются многие тонкости, даются конкретные комментарии для автолюбителей, участников дорожно-транспортных и иных происшествий. Но наш автолюбитель иной раз думает, что все рекомендации написаны не для него, что его та или иная ситуация не коснется. Часто клиенты стремятся сами "решить" свои вопросы. Хотя, нарушитель, в соответствии со ст.247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях,[3] с момента составления Протокола имеет право пользоваться юридической помощью адвоката, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать решение по делу. Наша практика показывает, чем быстрее клиент обратится к нам, тем квалифицированнее и успешнее будет организована его защита. Имеющийся опыт адвокатского представительства убеждает в том, что появление адвоката в деле обязывает сотрудников ГИБДД и таможни рассматривать вопрос в соответствии с законодательством и по существу, не допускать превышения своих полномочий или злоупотреблений властью. Большинство выигранных нами дел основано как раз не на том, что наших клиентов привлекали к ответственности незаслуженно, а потом, что в ходе обнаружения и регистрации правонарушения, при собирании доказательств их вины и отражения этого в документах, не соблюдались требования закона, игнорировались права привлекаемых к ответственности лиц. Правильный выбор тактики и стратегии защиты, решение в судебных органах вопроса о признании доказательств, добытых с нарушением закона, не имеющих юридической силы - вот важные способы защиты адвокатом интересов своего клиента. Главный редактор журнала "Автомагазин" Пузырев Б.Н. Я хочу поблагодарить гостей нашего "круглого стола", выразить надежду, что подобные встречи у нас в редакции будут периодически проводиться, и будет расширяться круг привлекаемых специалистов. Полагаю, что наша встреча была полезной. Также надеюсь, что каждый выступающий, имея большой практический опыт и знания, еще не раз ими поделится с нашими читателями, ответит на их вопросы. Страницы нашего журнала открыты для Ваших публикаций и материалов. Хочется верить, что читатели журнала подскажут интересные, волнующие их темы и вопросы, примут участие в работе "круглых столов". Ждем Ваших писем.
Неправильное применение уголовного закона является одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном или апелляционном порядке. Если гражданин получил решение суда, с которым он не согласен, обращайтесь к нам, и мы постараемся помочь.Осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законный представителям и представитель, а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы, имеют право на подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалобы на судебное решение.Апелляционная, кассационная, надзорная жалоба на приговор или иное судебное решение подается опытным адвокатом по ДТП, как правило, после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания и принятыми судебными решениями. По наиболее сложным делам можно обратиться в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», специализирующуюся на этих вопросах, тел.: +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73, + 7 (926) 659-68-80. www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru.
[1] Материал подготовлен Юридической консультацией №8, правопреемником которой является Московская коллегия адвокатов «РОСАР». [2] В настоящее время правопреемником Юридической консультацией №8 "РОСАР" является Московская коллегия адвокатов «РОСАР». [3] Утратила силу, в настоящее время применяется ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. |