Адвокат по ДТП рекомендует:
ДТП: СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА
Опубликовано в журнале «Автомагазин», июль 2001 г. Автоэксперт, автор СМЕЛОВ И.В.
В предыдущих номерах нашего журнала специалисты программы «АВТОАДВОКАТ» (тел. (495) 671-53-62, 671-53-72, 671-53-73) уже отвечали на Вопросы, Волнующие наших читателей. Мы решили продолжить это начинание и попросили дать ответы эксперта-автотехника, кандидата юридических наук СМЕЛОВА Игоря Владиславовича на наиболее часто встречающиеся Вопросы, поступившие в редакцию. Ред. Чем бы Вы посоветовали водителю доукомплектовать свой автомобиль на тот случай, если он вдруг окажется участником ДТП? Я имею в виду не инструмент для резки кузова, автомат Калашникова или чемодан врача «Скорой помощи». И.В. К сожалению, очень часто (и не всегда успешно) свою правоту приходится доказывать водителю, который в дорожно-транспортном происшествии совершенно не виноват. Так бывает, когда плохо составлены первичные документы по факту ДТП, не зафиксирована обстановка на месте происшествия, поверхностно описаны механические повреждения транспортных средств, следы и т.п. Чтобы сберечь свои силы, нервы, время и деньги, я советую водителю всегда иметь с собой еще одну «аптечку», в которой должны быть: фотоаппарат с пленкой, рулетка, диктофон, блокнот и авторучка, электрофонарь, линейка. Не помешает и такой «пустячок», как мобильный телефон. На месте происшествия снимайте, выявляйте, измеряйте и записывайте все, что имеет или только может иметь хоть какое-то к нему отношение. Не питайте иллюзий, что осмотром места ДТП будут заниматься уж очень большие специалисты. Если нет человеческих жертв, а пострадало только «железо», то весь осмотр постараются сделать максимально быстро, чтобы скорее освободить проезжую часть.Ред. Чтобы избежать наезда на перебегавшего дорогу пешехода, я применил экстренное торможение. При этом мой автомобиль примерно на метр отклонился в сторону от первоначальной траектории и все-таки немного зацепил пешехода, хотя я руль никуда не поворачивал. Теперь мне приписывают запрещенный Правилами дорожного движения маневр и обвиняют в совершении ДТП. Прокомментируйте, пожалуйста, такой вывод. И.В. Во-первых, Правила дорожного движения маневр не запрещают. В арсенале у водителя всегда были и остаются ТРИ приема (включая их сочетания), которыми он может пользоваться для предотвращения ДТП: маневр, разгон и торможение. Кроме того, пункт 10.1 ч. 2 ПДД не требует применения именно экстренного торможения при возникновении опасности, как многие ошибочно полагают. Здесь речь идет лишь о возможных мерах к снижению скорости. При этом Правила не уточняют, как именно должен водитель снижать скорость: рабочим тормозом, стояночным, торможением двигателем, путем притирания автомобиля к бордюру или как-то еще. В данном пункте Правил ничего не говорится и об интенсивности снижения скорости, т.е. о замедлении. При этом даже простое сбрасывание «газа», т.е. торможение двигателем, является одной из таких возможных мер, конкретный выбор которых остается за водителем в зависимости от складывающейся на дороге ситуации. Во-вторых, при торможении рабочим тормозом допускается определенное линейное отклонение транспортного средства от первоначальной траектории, величина которого нормируется. Например, при торможении легкового автомобиля со скорости 40 км/час оно может составлять 1,25 м. Если Ваш автомобиль уложился в этот норматив, то здесь никаких претензий к Вам быть не может. Кстати, один добрый совет. В подобной ситуации, а также при потере автомобилем управляемости и устойчивости, вызванной, например, попаданием колес в выбоину на дороге, старайтесь не употреблять таких выражений, как «я выехал», «я повернул», «я вырулил» и т.п. Лучше говорить «мою машину вынесло», «мой автомобиль выбросило», «он самопроизвольно выехал». Ред. Сразу после ДТП я имел неосторожность в своем объяснении вместо приблизительного значения своей скорости указать ровно 40 км/час. Именно эта цифра красной нитью прошла через все мое дело. Эксперт, используя ее в качестве исходных данных, насчитал мне техническую возможность избежать ДТП со всеми вытекающими для меня последствиями. Как мне следовало правильно поступить? И.В. Бытует ошибочное мнение, что скорость транспортного средства можно определить только по длине видимых следов торможения. (Вот будет весело, когда все автомобили оснастят антиблокировочными системами!). В действительности, во многих случаях экспертным путем удается определить скорость автомобиля и без видимых следов торможения. Не исключено, что и в Вашем случае такое было тоже возможно, просто эксперт не стал утруждать себя более глубоким исследованием механизма ДТП и ограничился подстановкой в рабочие формулы того значения скорости, которое ему дали (в том числе и Вы сами!).Вам, конечно, не следовало называть точную цифру скорости. Этим самым Вы сильно осложнили себе жизнь. Лучше было дать «вилку», например, «где-то в пределах 4050 км/час». Если хотя бы на одной из границ этого диапазона у Вас будет отсутствовать техническая возможность предотвратить ДТП, то обвинить Вас окажется уже на порядок сложнее, а Вашему адвокату будет широкое поле деятельности. А еще лучше было бы честно признаться, что «спидометр моего автомобиля показывал 40-50 км/час». Вы ведь, наверняка, ориентировались по спидометру, а не по мелькающим телеграфным или фонарным столбам. Пусть теперь кто-нибудь только попробует Вам сказать, что Вы же сами говорили про скорость, равную 40-50 км/час. На это Вы тут же решительно возразите, что речь шла исключительно о показаниях спидометра, но не более того! Как известно, спидометр измеряет, причем, довольно приблизительно, частоту вращения вторичного вала коробки передач, но не скорость транспортного средства. (Вспомните, как когда-то на гололеде у Вас «гуляла» его стрелка). При этом спидометр, как правило, еще и врет. Чаще в «плюс», но бывает, что и в «минус». Кроме того, показания спидометра зависят от размера шин, степени их износа, давления воздуха в шинах, загруженности автомобиля, не говоря уже о передаточных числах трансмиссии и самого привода спидометра. Например, у одного моего знакомого спидометр его «Волги» при движении со скоростью 60 км/час показывает 120 км/час. Ред. Стараясь предотвратить столкновение с другим автомобилем, неожиданно выскочившим из двора, я применил экстренное торможение. Колеса взяли на «юз», скорость стала быстро падать, но, что называется «на излете», я все же стукнул своего «оппонента». Теперь работники ГИБДД говорят, что если бы я принял левее, то ДТП не произошло бы и, следовательно, я виноват. Что Вы по этому поводу можете сказать? И.В. Вы поступили абсолютно правильно. Обнаружив опасность для движения, приняли возможные меры к снижению скорости, выполнив тем самым требования второй части пункта 10.1 Правил. Надеюсь, что при оценке Вашей ситуации сотрудники ГИБДД просто добросовестно заблуждаются. Кроме того, они еще забывают одну простую вещь. Дело в том, что при экстренном торможении с блокировкой колес на «юз» автомобиль становится неуправляемым и сохраняет то направление движения, которое было в момент блокировки колес. Так что Вы при всем желании не могли изменить траекторию движения своего автомобиля. Здесь правда на Вашей стороне и Вам бояться нечего. Вот если бы Вы задели своего «оппонента», пытаясь его объехать, то в этом случае защищаться Вам было бы на порядок труднее. Ред. На месте ДТП я под диктовку инспектора ДПС написал, что во время выполнения левого поворота на перекрестке совершил столкновение со встречным автомобилем, следовавшим в прямом направлении. Теперь меня обвиняют в этом ДТП и в невыполнении требований пункта 13.12 ПДД. На самом деле я неподвижно стоял на середине перекрестка, пропуская встречный транспорт, когда левый передний угол моего автомобиля зацепил своей иномаркой летевший мне навстречу парень. Как мне следовало правильно поступить и что теперь делать ? И.В. Для начала давайте поставим себя на место того, кто будет читать «Ваше» объяснение. Для него все ясно. Вы поворачивали налево, пытаясь проскочить перед носом у встречного автомобиля, водитель которого имел преимущественное право на движение, но немного не рассчитали. Вот и все. Готовьте деньги. А теперь давайте проведем работу над ошибками. Вопервых, Вам следовало самому написать свое объяснение безо всяких подсказок, подробно остановившись на деталях. Здесь важна даже запятая. Вовторых, написать нужно было примерно следующее: «Намереваясь повернуть налево, я въехал на перекресток и остановился на его середине, пропуская встречные транспортные средства. Простояв неподвижно столько-то секунд, я увидел, как навстречу движется автомобиль (марка), который врезался (ударился, задел и т.п.) мой неподвижный автомобиль». Здесь главное то, что не Вы совершили столкновение, но в Ваш неподвижно стоявший автомобиль врезался другой автомобиль, двигавшийся во встречном направлении. Кстати, данное ДТП по классификации и в соответствии с правилами учета относится не к столкновениям, но к наездам на стоящее транспортное средство. Обратите внимание на пункт 1.2 Правил, где расшифровывается смысл термина «уступить дорогу» (не создавать помех). Для того чтобы Вы «не уступили дорогу», т.е. нарушили Правила, вы должны выполнить два обязательных условия: а) «начать, возобновить или продолжить движение, осуществить какойлибо «маневр»; б) вынудить этим других участников движения, имеющих по отношению к Вам преимущество, изменить направление движения или скорость. Должен обязательно иметь место факт движения. Если Ваш автомобиль стоит неподвижно, т.е. не выполняется одно из обязательных условий, то с точки зрения Правил Вы не создаете помех. Надеюсь, Вы понимаете, почему так важно, что перед ДТП и в сам момент ДТП Ваш автомобиль был неподвижен. Теперь перейдем к вопросу «Что делать?» Для начала напишите еще одно подробное объяснение. Это Ваше законное право. Сделайте необходимые уточнения, остановитесь на важных деталях. Обязательно сфотографируйте свой автомобиль и полученные им в результате ДТП механические повреждения. Съездите на место происшествия и с разных точек съемки сфотографируйте его. Очень хорошо смотрится снимок, сделанный с крыши стоящего рядом дома.Полученные фотоснимки приложите к своему объяснению в качестве иллюстраций. Затем попробуйте разыскать очевидцев происшествия. Дайте объявление в газету, расклейте объявления. Очень может быть, что кто-нибудь и откликнется. Попросите очевидцев написать такие же подробные объяснения. Будьте внимательны и не пропустите 10 дневный срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении. Зачастую восстановление срока выливается в очень серьезную проблему.
Если гражданин получил вступившее в законную силу решение суда, с которым он не согласен, обращайтесь к нам, и мы постараемся помочь. Несправедливость приговора является одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном или апелляционном порядке. Право на подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалобы на судебное решение принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Апелляционная, кассационная, надзорная жалоба на приговор или иное судебное решение подготавливается опытным адвокатом по ДТП, как правило, после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания и принятыми судебными решениями. Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в Московскую коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат": +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-73, + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-62, www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru.
[1] В настоящее время правопреемником Юридической консультации №8 "РОСАР" является Московская коллегия адвокатов «РОСАР». |