текст

Главная Сми, наши публикации Наши публикации

ЭХ, ДОРОГИ, ХОЛОДА , ТРЕВОГИ ..

 

 

Опубликована в журнале "Автомагазин", апрель 2004 г.

Автор адвокат ЗАВЬЯЛОВА О.Л.

 

Сезон зимних стуж, обильных снегопадов и коварного гололеда закончился, наступила еще календарная, но весна, а за ней придет долгожданное лето. Однако вопросы возмещения ущерба в результате небезопасного вождения по зимним дорогам, и как следствия этого - многочисленных дорожно-транспортных происшествий (ДТП) остаются, поскольку срок исковой давности по делам данной категории - 3 года. Несмотря на все изменения в плане улучшения качества жизни, происшедшие за последние сто лет, сегодня, по-прежнему, чрезвычайно актуальным остается классическое высказывание А.П. Чехова о том, что в России есть две беды: дураки и дороги. Оставляя первую проблему на изучение психологам, рассмотрим ситуацию с дорогами. Порой, причиной ДТП может служить не столько некорректные действия водителей, сколько сами дороги, а точнее - их состояние. В зимний период, когда дороги покрыты снегом или льдом число аварий резко возрастает, но даже на абсолютно сухих дорогах водителей поджидают всякие неприятности: выбоины, ухабы, открытые люки, брошенная строительная техника и инвентарь, а также другие опасные предметы, оставленные кому-то в тяжкое наследство дорожными службами. Возникает вопрос, если причиной аварии в том числе становится и нарушение норм эксплуатации дорог, их некачественное содержание, насколько реально привлечь дорожные службы за это к ответственности и заставить их компенсировать причиненного гражданам в результате ДТП ущерба. Квалифицированные разъяснения по данному поводу дает специалист программы "Авто-Адвокат", помощник адвоката Коллегии адвокатов "РОСАР" Ольга Леонидовна Завьялова .

Перечень показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также допустимые по условиям обеспечения безопасности движения их предельные значения, вместе с требованиями к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

Все положения и требования этого стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Документ предписывает в случаях, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик приведены в п. 3.1.6. вышеназванного стандарта, а также в Руководстве по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденное распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р.

Вместе с тем, как показывает практика, доказать причастность к ДТП дорожных служб, которые должны обеспечивать условия безопасности дорожного движения в зимний период, не представляется возможным. И в случае, если водитель не справляется с управлением автомобиля из-за скользкого дорожного покрытия - винить придется только водителя, который сам выбрал скорость без учета дорожных и метеорологических условий, т.е. нарушил п. 10.1 ПДД, и как следствие он (водитель) и должен возмещать вред:

ч. 1 ст. 1079 ГК РФ: ""Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством ".

Рассмотрим "свежий" пример из практики. В феврале на Домодедовском шоссе произошло ДТП - столкнулись два автомобиля : джип "Тойота Ленд Крузер", под управлением, гражданина О. и малолитражка "Рено Твинко", водитель - гражданин С.

Джип, за рулем которого находился гражданин О., двигался по Домодевскому шоссе в направлении аэропорта "Домодедово" в крайней правой полосе. Проезжая часть на участке дороги, где произошла авария, имеет по две полосы для движения транспортных средств в каждом направлении, но дорожная разметка была не видна поскольку трасса была покрыта снегом и льдом. Транспортные потоки противоположных направлений разделены отбойником. "Тойота" двигалась в потоке других машин с постоянной скоростью не более 60 км/ч, никого не обгоняя и никуда не перестраиваясь.

Впереди на расстоянии около 100 метров по ходу движения водитель О. увидел сцену аварии - столкнувшиеся машины, которые стояли на левой полосе. Все машины, из левой полосы стали активно перестраиваться в правый ряд и вдруг одну из них (Рено - под управлением водителя С.), при перестроении, начало заносить. В результате чего автомобиль гражданина С. перекрыл правую полосу дороги. Водитель О. немедленно применил торможение, но из-за скоротечности событий и внезапно возникшего препятствия, а также малого расстояния до легковушки предотвратить столкновение уже не смог. Позднее водитель С. с негодованием воскликнул: "Как можно въезжать в стоящую машину?!" и был очень удивлен, когда по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении его признали виновным в нарушении правил дорожного движения, а именно п. 10.1., согласно которому водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая дорожные и метеорологические условия. Как правило, при ДТП водитель в большей мере выступает как "сам себе адвокат", а не судья и сначала пытается найти виновных и только потом анализирует свои действия. Поскольку данное нарушение ПДД не является административным, к административной ответственности водителя не привлекают, но гражданская ответственность остается, а, следовательно, и возмещать ущерб должен водитель С.

Опасность для водителя О. возникла внезапно и на коротком расстоянии - примерно 5 метров от его машины и он действовал строго в соответствии с п. 10.2 ПДД РФ: при возникновении опасности принял немедленные меры к снижению скорости вплоть до остановки.

Экспертными расчетами установлено, что остановочный (тормозной) путь легкового автомобиля при скорости 60 км/ч на сухой дороге составляет около 38 метров, а на скользкой дороге - не менее 90 метров. Таким образом, при обнаружении препятствия за 5 метров водитель О. не имел технической возможности предотвратить столкновение. Поэтому, единственно правильная рекомендация всем водителям при движении по скользкой дороге - это соблюдать п. 10.1 ПДД - выбирать скорость с учетом дорожных и метеорологических условий.

Несколько более прозрачно обстоят дела при дорожно-транспортных происшествиях при наезде автомобиля на выбоины, люки смотровых колодцев, решетки дождеприемников.

Так предельные размеры отдельных просадок выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине 5 см, отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см не допускается, также не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.

Причем на устранение данных недостатков отводится не более суток с момента их обнаружения, а разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть произведена за время не более 3 часов.

Если одно из вышеперечисленных препятствий стало причиной аварии, собственник пострадавшего автомобиля имеет право предъявить свои требования о возмещении ущерба к организации - отвечающей за надлежащую эксплуатацию участка проезжей части, люка смотрового колодца, дождеприемной решетки и т.д.

Когда размеры выбоины не соответствуют ГОСТу, ответственность за это несут дорожные службы. В зависимости от статуса дороги это может быть также и Дирекция единого заказчика.

Установить конкретного владельца люка бывает достаточно проблематично, если на участке дороги имеется несколько люков. Вот только часть столичных организаций, обслуживающих коммуникации и объекты, которые скрыты под смотровыми люками в недрах земли: "Мосводоканал", "Мосводосток", "МГТС", "МКС", "Мосгаз".

Одним из главных и тяжелых моментов в данной ситуации - это доказывание причинно- следственной связи между выбоиной, люком и т.д. на дороге и дорожно-транспортным происшествием. Очень важно не теряться и постараться привлечь как можно более широкий круг свидетелей и очевидцев ДТП, записать их данные и координаты: фамилии, имена, отчества, адреса, номера телефонов, чтобы в последствии эти люди смогли подтвердить факты, изложенные вами в объяснении и исковом заявлении.

Если на месте это сделать не удалось, то для более полного и объективного изучения материалов, касающихся данного происшествия, можно расклеить объявления в районе ближайших от места происшествия домов, с просьбой откликнуться свидетелей и очевидцев, готовых подтвердить как факт проведения ремонтных работ именно в тот период времени, так и само ДТП.

Всегда полезно возить с собой на всякий пожарный случай фотоаппарат или видеокамеру. Тогда, в первую очередь необходимо зафиксировать на пленку щиты, фишки ограждения, сигнальные знаки и фонари (если таковые существуют вообще), "привязав" их к местности (домам, автобусным остановкам, столбам, светофорам и т.д.), и измерить на каком расстоянии эти объекты находятся от места дорожно-транспортного происшествия. Если имеется возможность выяснить наименование организации, проводившей ремонт на данном участке дороги, которое зачастую отражено на рекламных щитах, то это также необходимо зафиксировать на пленку или записать на бумаге. После чего необходимо сфотографировать саму выбоину или иное препятствие с разных сторон. По возможности, зафиксировать размеры выбоины, так как все эти доказательства могут исчезнуть сразу после вашего отъезда с места ДТП, а выбоина может быть быстро заделана и в дальнейшем будет очень трудно что-либо доказать. Также следует сфотографировать или снять на видеокамеру повреждения автомобиля, а также повреждения других автомобилей, пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия.

После того, как на место происшествия прибудет инспектор ГИБДД, необходимо настоять на том, чтобы при осмотре присутствовали руководители эксплуатирующей данный участок дороги организации или их представители, со всеми документами, подтверждающими их полномочия, а также, чтобы они принимали непосредственное участие в составлении схемы происшествия и затем ее подписали. Если со стороны должностных лиц или представителей организации последует отказ, то необходимо сказать инспектору, чтобы он сделал соответствующую запись в протоколе.

В обязательном порядке при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД попросить их максимально описать препятствие и указать эксплуатирующую организацию в Протоколе об административном правонарушении.

Аналогичные действия необходимо произвести и при попадании в открытый люк, "запутывании" в электрических проводах, падении мачт городского освещения, деревьев и т.п. Однако, даже при самом полном и правильном документальном оформлении материалов дела могут возникнуть трудности с принятием решения органами ГИБДД в вашу пользу и, соответственно, с последующей реализацией вашего права на компенсацию убытков за счет организации, виновной в дорожно-транспортном происшествии.

Вашими оппонентами на процессе наверняка будут профессиональные и опытные юристы организации-ответчика и, если вам еще не приходилось отстаивать свои интересы в суде, мы рекомендуем обратиться за квалифицированной юридической помощью к тем адвокатам, которые специализируются на делах связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Мы, также, призываем граждан к активным действиям по защите своих интересов. При оформлении ДТП не будьте лишь пассивными наблюдателями - это поможет в дальнейшем сэкономить Ваше драгоценное время и позволит Вашему адвокату более эффективно решить поставленную задачу.

По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в  Московскую Коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат"тел.: +7 (495) 545-69-87, + 7 (905) 106-16-76, +7 (905) 550-73-95, +7 (495) 671-53-72,  +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73, www.avto-advokat.ru  www.biznes-advokat.ru).

 

 


[1] В настоящее время правопреемником Коллегии адвокатов "РОСАР" является Московская коллегия адвокатов «РОСАР».

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования