Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

СИЛА ЕСТЬ, МАШИНУ НАДО!

 

Опубликована в журнале "Автомагазин", декабрь 2003 г.

Автор адвокат ЗАВЬЯЛОВА О.Л.

 

 

С 1 января 2004 года вступают в силу изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации (ПДД). Самым неприятным для рядовых автомобилистов новогодним сюрпризом стало расширение обязанностей "частников", у которых теперь в любой момент могут конфисковать на неопределенный срок личный автомобиль для экстренных нужд сотрудников МВД, ФСБ и ряда других особо важных, но по традиции - нищих и, поэтому, "безлошадных" государственных служб. При этом полномочные представители "внутренних и внешних органов" получают законное право принудительно отстранять водителей от управления транспортным средством, самим садиться за руль и уезжать в неизвестном направлении "по якобы срочным служебным делам",- например, в ближайший гастроном, домой к семье, в баню, к пылкой любовнице или просто прокатиться на приличном автомобиле "с ветерком". Сегодня, выбрасывать законного владельца из машины "по беспределу" позволяют себе только бандиты и еще - закамуфлированные "спеназовцы" при задержании "авторизованных" преступников.

Как только известие о столь "мудром" решении Правительства стало доступно широкой общественности, автолюбителей охватила паника. Ведь туманные формулировки нового положения Правил при отсутствии внятных разъяснений по порядку его применения и решения спорных ситуаций делают водителей безответными заложниками силовых структур. Где гарантия того, что, ссылаясь на поправки в ПДД, "кристально чистые силовики" не будут абсолютно легально использовать чужой автотранспорт в личных или корыстных целях? Можно ли быть уверенным в сохранности своей частной движимой собственности и кому предъявлять претензии в случае нанесенного ущерба после, скажем, "горячей погони", перестрелки или просто в результате неумения рядовых сотрудников грамотно обращаться с современной автотехникой. Представим себе такую картину. Ночью на трассе поселковый милиционер, который в лучшем случае, однажды сидел за рулем средневекового "жигуленка грозным видом и во всеоружии "тормозит" роскошный лимузин БМВ новейшей седьмой серии, оборудованный сложнейшей интеллектуальной системой управления и кучей бортовых компьютеров, выдающих в пути массу жизненно важных информационных сообщений, причем на иностранном языке. Прежде чем "счастливый" хозяин престижной баварской "семерки" возможно навсегда попрощается с сотней тысяч долларов, он должен будет еще и провести многочасовой дилерский "ликбез" c опаздывающим на секретное задание сельским оперативником, чтобы "деревенский детектив" смог тронуться с места и вообще куда-нибудь доехать целым и невредимым. Выглядит довольно забавно, но ведь, не исключено, что после вступления в силу поправок в ПДД такая комическая ситуация вполне возможна и в реальной жизни. Ведь мы живем в России - стране, где законы и правила пока еще действуют не для всех, а о безграничном доверии трудового народа государству и говорить нечего. И как вообще насчет конституционной неприкосновенности личного имущества граждан? Что же необходимо знать водителю, дабы не оказаться жертвой бандитов, переодетых в милицейскую униформу или их сообщников "в законе" - таинственных "оборотней в погонах"? Эти и другие вопросы, связанные с вступлением в силу изменений в ПДД, комментирует участник программы "Авто-Адвокат" Коллегии адвокатов "РОСАР" Ольга Леонидовна" ЗАВЬЯЛОВА .

25 сентября 2003 года Правительством Российской Федерации было издано Постановление № 595 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1993 г. № 1090". Наибольшее число вопросов у автовладельцев вызвала новая редакция подпункта 2.3.3., согласно которому, в обязанности водителя отныне вменяется:

"Предоставлять транспортное средство:

Сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;

Медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Примечание. Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименование организации), а медицинские и фармацевтические работники - выдать талон установленного образца.

По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством"

Как именно следует толковать ключевую фразу "в случаях, предусмотренных законодательством"? В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право "использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению… жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц". В ст. 13 вышеуказанного закона определен перечень органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Это органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Следовательно, любому сотруднику перечисленных органов в соответствии с изменениями и дополнениями в ПДД водитель обязан предоставлять транспортное средство. Таким образом, по сравнению с действующей редакцией п.п. 2.3.3. ПДД, новая редакция расширяет круг лиц, которым предоставляется право требовать транспортные средства.

Кроме того, Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" предоставляет право "использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям, …а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия".

В пункте Ж статьи 13. "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" указано: "органы федеральной службы безопасности имеют право: использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям… гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия".

Закон "О милиции" предоставляет сотрудникам милиции право "использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан… для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами".

Однако в связи с данными изменениями возникает ряд сложностей. Ведь даже если предположить, что представители правоохранительных и иных управомоченных органов будут добросовестно относиться к полученным правам и не станут допускать заведомых злоупотреблений, вопрос возмещения ущерба остается неясным.

Во-первых, для возмещения ущерба необходимо знать его объем и доказать виновные действия или бездействие причинителя вреда. Представим, что в результате использования сотрудниками милиции автомобиль получает повреждения. Даже если автомобиль был застрахован по риску "ущерб", страховая компания правомерно не признает случай страховым и откажет в выплате страхового возмещения. Согласно законодательству, убытки, расходы и ущерб придется взыскивать через суд. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса, бремя доказательства объема вреда ляжет на собственника автомобиля. Для этого необходимо представить в суд калькуляцию или отчет об оценке повреждений автомобиля.

Согласно требованию ст. 1064. Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), "вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред". Устанавливать виновного в причинении вреда предстоит суду. Если будет установлено, что виновен сотрудник органов, то пострадавшему придется получать возмещение через Федеральное казначейство, записавшись в длинную очередь. А если кто-либо иной? Не секрет, что в большинстве случаев исполнительные документы возвращают взыскателям в соответствии со ст. 26 Федерального закона об исполнительном производстве с формулировкой: "у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание…" - т.е. исполнительный лист возвращают Истцу, а с Ответчика (должника) взыскать нечего.

Но это, как говорится, только "цветочки". Новые поправки в ПДД скрывают в себе гораздо более коварные "подводные камни" для сообщества водителей. Приведем пример. Водитель, выполняя требования новых ПДД, предоставил свой автомобиль сотруднику одного из вышеперечисленных правоохранительных органов, а через некоторое время вдруг получил повестку в милицию, где ему выдвигают обвинение в сокрытии с места ДТП или наезда на пешехода… Ст. 1079 ГК РФ указывает, что владелец автомобиля - источника повышенной опасности, обязан возместить вред, причиненный его транспортным средством, если не сможет предъявить доказательств того, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. В рассматриваемой ситуации владельцу автомобиля придется доказывать, что на момент причинения вреда источником повышенной опасности распоряжался сотрудник органов. Во избежание серьезных неприятностей, в подобной ситуации необходимо запастись специальной справкой, которая, в соответствии с изменениями ПДД, выдается только по просьбе автовладельца.

Если вдруг окажется так, что автомобилем воспользовался "оборотень в погонах", то п. 2. ст. 1079 ГК РФ указывает, что Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. В связи с этим можно порекомендовать при любых обстоятельствах предоставления автомобиля в обязательном порядке получить справку или талон установленного образца, выяснить номер телефона организации, по которому можно проверить полномочия данного сотрудника. Наконец, если автомобиль забрали, имеет смысл лично подъехать в указанную организацию, чтобы на месте удостовериться в правомерности этих действий. Однако нельзя исключить, что после такой проверки владельцу автомобиля придется немедленно писать заявление об угоне его машины.

Для предупреждения и разрешения подобного рода проблем, в дополнение к рассматриваемым изменениям в ПДД, необходимо разработать методические рекомендации, которые разъясняли бы механизм реализации права сотрудников правоохранительных и иных управомоченных органов на владение и пользование транспортными средствами граждан и организаций: порядок передачи транспортного средства, определения размера и компенсации ущерба, порядок разрешения споров. Одновременно следовало бы распространить типовые формы документов, оформляемых при передаче транспортных средств: акт приема-передачи (с указанием комплектности автомобиля, перечислением повреждений), справку установленного образца (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, фамилии сотрудника органов, должности, номера служебного удостоверения, наименования организации, а также ее адреса и телефонов), форму талона установленного образца (выдаваемого медицинскими и фармацевтическими работниками).

Однако, несмотря на все проблемы, мы бы не рекомендовали нарушать Правила дорожного движения, т.к. за отказ в предоставлении транспортного средства будет применяться ст.19.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ("Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы"), по которой предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (от 500 до 1000 рублей) или административного ареста на срок до пятнадцати суток. В то же время, при выполнении новых пунктов ПДД надо проявлять крайнюю осмотрительность, предоставлять свой автомобиль только будучи максимально уверенным в обоснованности предъявляемых вам требований и покидать водительское место только в исключительных случаях.

По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в  Московскую Коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат" тел.: +7 (495) 545-69-87, + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-72,  +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73, www.avto-advokat.ru  www.biznes-advokat.ru).

 

[1] В настоящее время правопреемником Коллегии адвокатов "РОСАР" является Московская коллегия адвокатов «РОСАР».

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования