НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ФРАЗЫ: «ДАВАЙ ДОГОВОРИМСЯ, БЕЗ ПРОТОКОЛА…»
Опубликовано в журнале «АвтоРеклама», июль 2008 г. Автор - участник Программы «АВТОАДВОКАТ», инспектор по контролю за выполнением поручений Московской коллегии адвокатов «РОСАР» Артем Ахундзянов
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КРФоАП) которые ужесточили санкции за нарушение Правил дорожного движения. Сотрудники органов ГИБДД стали более требовательны к автомобилистам и привлекают их к административной ответственности за нарушения ПДД. Для того чтобы избежать ответственности за нарушения, отдельные водители предлагают инспекторам договориться за деньги без составления протокола об административном правонарушении или за иные материальные блага, чтобы их не лишали водительских прав. О негативных правовых последствиях таких действий редакции журнала рассказывает участник Программы «АВТО-АДВОКАТ» инспектор по контролю за выполнением поручений Московской коллегии адвокатов «РОСАР» Артем Ахундзянов. Да действительно, Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ужесточены санкции за нарушение правил дорожного движения. При этом, штрафы за некоторые нарушения выросли в 20 раз! За отдельные нарушения водителя могут не только лишить прав, но и подвергнуть административному аресту до 15 суток. Например, за не пристегнутый ремень безопасности установили административный штраф в размере 500 рублей, хотя ранее был предусмотрен административный штраф в размере 100 рублей. В КРФоАП предусматривался штраф в размере до 1 500 рублей за управление транспортным средством водителем не имеющего по каким-либо причинам прав для управления данным транспортным средством, а теперь за это правонарушение грозит административный арест на срок до 15 суток или наложение административного штрафа в размере 5 тысяч рублей. Также увеличились штрафы за проезд на запрещающий сигнал светофора: было 100 рублей, а стало 700 рублей. За выезд на встречную полосу движения предусматривался штраф в размере от 300 до 500 рублей, а сейчас штраф увеличился в пять раз и предусмотрено лишение прав на срок от 2 до 4 месяцев. С ужесточением санкций, в том числе и повышением штрафов, за нарушения ПДД РФ произошло увеличение попыток «договориться» с инспекторами ДПС, то есть проблема дачи взятки на дорогах становиться все более актуальной. При установлении факта нарушения ПДД инспектор обязан составить протокол об административном правонарушении, после которого, в зависимости от санкции за допущенные нарушения ПДД орган Госавтоинспекции или суд определяет меру ответственности водителя. Так, согласно части 1 статьи 23.1 КРФоАП, судьи рассматривают дела о правонарушениях, связанных с управлением транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ч.4 ст.12.2 КРФоАП), управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством (ч.2 ст.12.7 КРФоАП). Дела об управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения и о передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8) так же рассматриваются судьям. Кроме того, судьи решают дела о повторном нарушении правил движения через железнодорожные пути (ч. 3 ст.12.10 КРФоАП), выезде в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (ч.4 ст.12.15 КРФоАП), а также невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КРФоАП), невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (части со 2 по 3 ст. 12.27 КРФоАП) и ряд других нарушений так же подходят под юрисдикцию суда. Также судами могут рассматриваться дела об административных правонарушениях, которые были переданы на рассмотрение судье органами милиции. Так, в суд могут передаваться дела о превышении установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 км/ч (ч. 4 ст. 12.9 КРФоАП), пересечении железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезде на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду (ч. 1 ст. 12.10 КРФоАП) и другие. Остальные дела рассматриваются, согласно ст. 23.3 КРФоАП, сотрудниками милиции. К таким делам относятся: управление транспортным средством, не зарегистрированном в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра (ст. 12.1 КРФоАП), управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (ст. 12.2 КРФоАП), дела о нарушении правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст. 12.15 КРФоАП) Кроме того, сотрудники милиции вправе рассматривать дела о невыполнении требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст.12.25 КРФоАП) и другие дела попадающие под юрисдикцию милиции. Данные о допущенных административных правонарушениях заносятся на каждого водителя в специальную информационную базу. При этом оформляется карточка водителя, в которой отмечается дата административного правонарушения, его квалификация, каким подразделением ГИБДД зафиксировано такое нарушение, информация об оплате штрафа и так далее. Как правило, при разбирательстве дел о нарушении ПДД, данные о предыдущих нарушениях ПДД учитываются. Например, при рассмотрении в суде дела, по которому мера наказания установлена от штрафа до лишения права управления автомобилем, сложно рассчитывать на штраф водителю, у которого имелись неоднократные нарушения ПДД, своевременно не оплаченные штрафы. Кроме того, ни для кого не секрет, что разбирательства по такого рода делам, как в органах ГИБДД, так и в судах, имеют длительную процедуру. Необходимо затрачивать время на процедуру рассмотрения дела и на оплату штрафа и т.д. Поэтому отдельные водители, чтобы их не лишали прав, не вносили в информационную базу ГИБДД, и, не желая вообще тратить время в органах Госавтоинспекции и в суде, пытаются на месте, на дороге, договориться за деньги с инспекторами ДПС о несоставлении протоколов об административном правонарушении. При этом, как правило, предлагают деньги, реже - отдельные предметы и ценности. Однако водители не учитывают, что инспектор ДПС является должностным лицом. Так, в соответствии со ст. 1 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, именно на ГИБДД возложено осуществление специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, на основании п. 12 названного Положения, органы Госавтоинспекции для выполнения возложенных на нее обязанностей имеют право останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз. Также органы Госавтоинспекции имеют право изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом, отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами. В пределах своей компетенции сотрудники ГИБДД имеют право направлять на медицинское освидетельствование на состоянии опьянения управляющих транспортным средством лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также направлять или доставлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, которые подозреваются в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, для объективного рассмотрения дела в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Сотрудникам ГИБДД предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан, совершивших административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные КРФоАП. Контроль за соблюдением водителями транспортных средств ПДД РФ в системе органов внутренних дел Российской Федерации, как это определенно Приказом МВД РФ от 20 апреля 1999 г. № 297 «Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», является исключительной компетенцией сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения и участковых инспекторов милиции. Данное наставление регулирует порядок дорожно-патрульной службы ГИБДД в области дорожного движении и предоставляет сотрудникам Дорожно-патрульной службы, структурного подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласно пункта 4.2., право на осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Возбуждение дела об административном правонарушении является первой стадией административного производства и представляет собой совокупность действий, направленных на установление факта административного правонарушения и определения подведомственного дела. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии определенных условий. Непосредственное обнаружение таким должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие событий административного правонарушения, является основанием для составления протокола об административных правонарушениях. Таким образом, работники Госавтоинспекции являются представителями власти и они наделены в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости и правом принимать решения, обязательные для исполнения граждан. Поэтому, на первый взгляд, безобидная фраза водителя: «Может на месте договоримся, без протокола…?», адресованная сотруднику ГИБДД, то есть должностному лицу, может грозить не только штрафом, но и лишением свободы. Эта фраза может быть реально расценена как предложение о дачи взятки. Под дачей взятки понимается незаконное вручение, передача материальных ценностей или предоставление выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий или бездействия, входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий бездействия другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам, а равно за незаконные действия или бездействие должностного лица по службе (ст. 219 УК РФ). Предлагая за деньги инспектору ДПС на дороге «договориться», водитель фактически предлагает ему совершить незаконное действие связанное с не оформлением им соответсвующего протокола и ненадлежащее исполнение им своих выше названных обязанностей. Согласно ч. 2 ст. 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или одного дохода осужденного за период одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет. Под бездействием должностного лица, которое он должен был совершить в пользу взяткодателя, в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», понимается такое бездействие, которое он обязан выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями. При нарушении ПДД инспектор ДПС обязан в соответствии с его полномочиями, в зависимости от правонарушения, принять соответствующие меры. При этом в нормативных документах конкретно и четко указывается какие именно действия должен выполнять инспектор. В настоящее время усиливается борьба с коррупцией в государственных органах, взяточничеством. Управомоченные органы и службы проводят соответствующие профилактические и иные мероприятия, которые в том числе направлены и на пресечение коррупции и взяточничества и в органах ГИБДД. Поэтому старайтесь не нарушать ПДД и не создавать для себя сложные ситуации. В случае разбирательства на дороге нарушения ПДД не проявляйте инициативу, не старайтесь «договориться» с инспектором, заплатить деньги на месте и с чистой совестью отправиться дальше. Особенно нужно быть внимательным и бдительным, если инспектор ГИБДД Вас приглашает в свою машину или на пост, где Вам на протяжении длительного времени разъясняются Ваши нарушения, задается много вопросов и т.д. А после Вашей фразы: «Давайте договоримся» и демонстрации готовности передать деньги для инспектора, положить где-либо в салоне автомобиля или помещении поста Ваши деньги, Вам отвечают, что инспектор денег не берет, что Вы предлагаете ему взятку, что это не хорошо, что это уголовное преступление… Такие Ваши переговоры могут фиксироваться на аудио- и видеозаписи и в последующем явиться важнейшим доказательством Вашей виновности в дачи взятки должностному лицу. Нарушать или не нарушать Правила дорожного движения дело каждого. Но нельзя забывать о том, что нарушая их, Вы ставите в опасность не только свою жизнь, но и жизни ни в чем невинных людей. По статистике ГИБДД только за первые три месяца 2008 года на дорогах Российской Федерации погибло 5 046 человек…
Нарушение уголовно-процессуального закона является одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном или апелляционном порядке. Право на подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалобы на судебное решение принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Апелляционная, кассационная, надзорная жалоба на приговор или иное судебное решение подготавливается опытным адвокатом по ДТП, как правило, после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания и принятыми судебными решениями. Исходя из того, что Конституция Российской Федерации не определяет процессуальный статус и начальный момент возникновения права на получение квалифицированной помощи, данное право должно обеспечиваться каждому гражданину на всех стадиях административного и уголовного судопроизводства.
По наиболее сложным вопросам можно обратиться в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», имеющую специализацию по оказанию юридической помощи по ДТП: тел. +7 926-220-38-00; + 7 (926) 659-68-80, +7 (926) 126-71-59, +7 (495) 671-53-72;+7 (495) 671-53-73;. www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru
|