ДТП: СОСТАВЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ
Опубликовано в журнале «Автомагазин», февраль, 1999 г. Автор адвокат А.В. МАЛИНИН
Многочисленные отклики на статью в 1-ом выпуске журнала за 1999 год говорят о том, что вопросы, поднятые за "круглым столом", очень актуальны и наши читатели интересуются подробностями составления Протокола осмотра места происшествия, Акта осмотра поврежденного автомобиля и определения величины его ущерба. Сегодня на страницах журнала на Ваши вопросы отвечает адвокат Юридической консультацией №8 "РОСАР" [i]МАЛИНИН А.В. Как правильно должен поступать водитель аварийного автомобиля после ДТП? Адвокат МАЛИНИН А.В. После совершения дорожно-транспортного происшествия сотрудники ГИБДД или других правоохранительных органов обязаны произвести осмотр места происшествия, опросить участников ДТП, потерпевших, очевидцев. Поэтому необходимо обязательно после аварии незамедлительно вызвать на место происшествия сотрудника ГИБДД, воспользовавшись помощью проезжающих водителей, очевидцев, прохожих, по телефонам... Осмотр места происшествия - это первоначальное и неотложное действие, которое обязательно проводится на месте происшествия в целях выяснения характера происшедшего. Во время осмотра происходит фиксация следов происшествия, положение транспортных средств и пострадавших, проводится осмотр транспорта и проверка его технического состояния в целом и отдельных механизмов. Осмотр надо проводить незамедлительно, т.к. место происшествия подвергается различным воздействиям (поток транспорта, пешеходов, атмосферные условия и т.п.), что может привести к уничтожению следов, изменению обстановки. Поэтому необходимо принять меры для их сохранения до прибытия представителей ГИБДД. Правильно составленный Протокол осмотра позволит объективно установить виновное лицо в происшествии, предупредит в будущем возможные варианты принятия несправедливых решений по делу. Я считаю, что каждый водитель перед тем как сесть за руль обязан знать, как правильно составляется Протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия, и хочу обратить Ваше внимание на некоторые на первый взгляд незначительные детали, которые часто опускаются при осмотре, что в последствии зачастую приводит к существенному усложнению восстановления картины происшествия. Водителю необходимо принимать личное участие во всех замерах при составлении схемы ДТП, проверять, до каких колес, передних или задних, замерены следы. При этом в составляемых документах инспектором ГИБДД должны найти полное отражение все характеристики проезжей части, в том числе наличие дорожных знаков, светофора, регулирующих данный участок дороги, её уклон, наличие разрытии, выбоин (с указанием не только их длины и ширины, но и обязательно глубины), вид её покрытия (асфальт, бетон и т.д.) и состояние (сухое, мокрое, грязное, покрыто льдом, заснеженная или местами с участками наледи и др.), размеры проезжей части и разметка на ней, какая её освещенность, наличие места столкновения (с указанием признаков, следов, а не просто крестик на схеме) и следов торможений (должна быть обеспечена четкая их фиксация). Если водитель не согласен со схемой и описаниями в Протоколе осмотра, то он имеет право письменно внести в текст свои замечания, возражения и дополнения. Каждый водитель обязан уметь себя защищать и пользоваться своими правами. На месте происшествия водитель не может быть растерянным, несобранным и подавленным, в тоже время Ваши слова должны быть корректными, поведение вежливым и тактичным по отношению ко всем участникам ДТП и осмотра. Не поддавайтесь на возможные провокации или иные действия, которые Вас могут вывести из равновесия, приведут к возникновению ничего не дающих словесных перепалок и иных конфликтов. В этом случае Вы вынуждены будете отвлекаться от главной Вашей задачи - принять полноценное участие в осмотре и составлении объективных документов по ДТП. Одним из наиболее распространенных нарушений при составлении Протокола осмотра является убытие понятых с места происшествия после того, как инспектор ГИБДД произведет с ними необходимые измерения и до окончательного составления Протокола, предложит понятым в нем расписаться. Понятыми обычно приглашают граждан, проезжающих мимо места происшествия. Все всегда спешат, торопятся куда-то опоздать и поэтому до окончания осмотра, который может длиться не один час, хотят уехать, просят об этом и инспектора ГИБДД, и участников ДТП. Иногда "опытные" понятые, у которых хорошо развит в памяти комплекс известных свидетелей, которых пытался записать Остап Бендер, называются вымышленными именами и сообщают такие же адреса своего места жительства. Поэтому участникам ДТП необходимо проявлять настойчивость в обеспечении участия понятых до момента окончания осмотра и составления полностью всего Протокола осмотра. Также проверять соответствие их паспортных данных с записью в Протоколе. В нашей практике был случай, когда после аварии на место происшествия очень быстро приехали вызванные по мобильному телефону друзья виновного, которые вызвались быть понятыми. Со знанием дела они пытались изменить объективные обстоятельства места происшествия. Когда это не получилось, то при внесении их данных в Протокол осмотра, дали ложные сведения. В последующем виновный в аварии водитель стал оспаривать объективность Протокола осмотра и действия инспектора ГИБДД, его составившего, обвинять последнего в заинтересованности в исходе дела и нарушениях требований процессуального законодательства. При этом было заявлено, что при осмотре не было понятых. Согласно статьи 49 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР[ii], доказательства, каким является и Протокол осмотра, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. Таким образом, отсутствие понятых, даже если наш водитель и прав, может привести к оспариванию Протокола осмотра и принятого в последующем решения. Невиновный водитель может "потерять" важные доказательства своей правоты.
По наиболее сложным делам можно обратиться в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», специализирующуюся на этих вопросах, тел.: +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73, + 7 (905) 106-16-76, +7 (905) 550-73-95, www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru. [i] В настоящее время правопреемником Юридической консультацией №8 "РОСАР" Московская коллегия адвокатов «РОСАР». [ii] Утратила силу, в настоящее время применяется ст. 55 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.
|