ДТП: ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Опубликовано в журнале «Автомагазин», март, 2001 Автор, адвокат АХУНДЗЯНОВ С.С.
В своей работе Адвокаты Юридической консультации № 8 "РОСАР" [1], представители программы "АВТОАДВОКАТ" часто прибегают к помощи автоэкспертов, имеющих специальные познания в области конструктивных особенностей автомобилестроения, технологий восстановительного ремонта транспортных средств, анализа механизма дорожно-транспортных происшествий. Одной из авторитетных автоэкспертных организаций, работающих на этом рынке, является Центр независимой автотехнической экспертизы "АВТО-МОБИЛ", специалисты, которой расскажут о наиболее актуальных проблемах и вопросах, возникающих у граждан, обращающихся к ним за помощью. За последнее десятилетие в столице и в других регионах России резко возросло количество транспортных средств и в первую очередь - легковых автомобилей: с 1992 года численность автопарка страны возросла не менее чем в 1,4 раза и, по данным МВД России, насчитывает в настоящее время 31,5 млн. единиц. Это вполне закономерно, поскольку машина является для нашего гражданина, в зависимости от уровня его достатка, и "рабочей лошадкой", и средством обеспечения комфорта и престижа. Сегодня автомобиль стал необходимым элементом развития бизнеса: большинство мелких и средних фирм, не говоря уже о крупных, имеют собственные транспортные средства. С развитием хозяйственной деятельности, ростом достатка граждан перед владельцами автомобилей все чаще встает вопрос: а сколько он стоит? Данный вопрос неизбежно возникает при купле, продаже машины, дарении, вступлении в наследство (для целей налогообложения), при внесении автомобиля в качестве вклада в уставный капитал предприятий, при аренде и лизинге и еще в целом ряде случаев. Конечно, стоимость автомобиля приблизительно владелец может определить и самостоятельно, тем более что сегодня публикуется достаточно много ценовой информации по первичному и вторичному рынкам автотранспортных средств. Однако, как правило, каждая машина индивидуальна: сегодня нередко встречаются автомобили одной марки, модели, модификации, но одна полностью "упакована", другая же имеет базовую комплектацию. Кроме наличия дорогостоящего оборудования (нового и подержанного), есть и другие факторы, влияющие на рыночную стоимость автомобиля: срок службы, пробег с начала эксплуатации, количество владельцев, способ хранения, престижность марки, срочность продажи и другие факторы. Поэтому наиболее точно ответить на вопрос о стоимости автомобиля в каждом конкретном случае сможет специалист-оценщик автотранспорта. В соответствии с действующим законодательством оценщик должен выдать на руки заказчику составленный им отчет об оценке, в котором обосновывается полученная величина стоимости автомобиля. Но бывают случаи, когда просто проведения оценки недостаточно. Обеспечивая комфорт и удобство передвижения, автомобиль в то же время является средством повышенной опасности для жизни и здоровья людей, прежде всего из-за высокого уровня аварийности на российских дорогах. По данным ГИБДД МВД РФ, за последние 8 лет количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) колеблется в пределах 160-180 тыс. ежегодно. Кроме ущерба здоровью, аварии наносят и значительный материальный ущерб владельцам транспортных средств и третьим лицам. И в этом случае неизбежно возникает вопрос о размере причиненного ущерба, о стоимости ремонта (восстановления) автомобиля: в некоторых случаях требуется установить причины аварии и выявить действия участников в процессе аварии, что требует проведения специальных исследований (экспертиз). В данном случае уже оценкой не обойтись, здесь необходимо привлечение другого специалиста - эксперта-автотехника (автоэксперта). Результатом работы эксперта должно стать составленное и собственноручно заверенное им экспертное заключение (причем заметим, что только эксперт, и никто другой, вправе давать такого рода документ). Сегодня, к сожалению, очень часто происходит смешение профессий оценщика и эксперта-автотехиика, между тем, эти профессии имеют существенные различия. Автотехническая экспертиза, в отличие от оценки, является видом деятельности, охватывающим исследование технического состояния и определение технологии восстановительного ремонта транспортных средств, механизма ДТП, дорожной обстановки и действий участников, обстоятельств, способствовавших возникновению происшествий, что требует от автоэксперта глубоких знаний в области конструкций транспортных средств, методов и технологии ремонтных (восстановительных) работ, причин возникновения ДТП, знаний в области трасологии, криминалистики и др. Эти знания и позволяют автоэксперту не только восстановить ход аварии, но и грамотно рассчитать величину ущерба с определением стоимости ремонтных работ. Разделение этих двух профессий вполне правомерно, так как для этого существуют правовые основания. Квалификационные требования по должности "оценщик" (эксперт по оценке имущества) утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 ноября 1996 г., № 11. О том, кто может быть автоэкспертом, говорится в квалификационных требованиях по должности "специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник), которые утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ 21 января 2000 г., № 7. В соответствии с этим постановлением существуют три должности: эксперт-автотехник I, II и III категорий. Но стать автоэкспертом может далеко не всякий. Для того чтобы иметь низшую из этих квалификаций - эксперта-автотехника III категории и работать в этой должности, необходимо: - иметь высшее техническое образование по направлениям "Эксплуатация транспортных средств", "Наземные транспортные системы" (специальности "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"); - пройти дополнительную подготовку по программе "Эксперт-автотехник III категории" с правом проведения экспертизы транспортных средств (без права выдачи заключения по механизму дорожно-транспортных происшествий и транспортно- трассологическим исследованиям); - иметь стаж работы по специальности не менее 1 года. Требования к специалистам двух других категорий еще серьезнее: автоэксперт II категории должен проработать автоэкспертом III категории не менее 3 лет, автоэксперт I категории должен проработать автоэкспертом II категории не менее 5 лет; при этом в обоих случаях необходимо пройти также дополнительную подготовку, соответствующую выбранной категории. Таким образом, если у вас возникла необходимость в проведении экспертных работ, далеко не лишним будет поинтересоваться, а отвечает ли выбранный вами специалист вышеперечисленным требованиям и имеет ли он документ, подтверждающий его квалификацию. Как правило, серьезно заниматься профессиональной подготовкой и переподготовкой своих сотрудников могут себе позволить крупные фирмы, работающие всерьез и надолго. Так, например, в центре независимой автотехнической экспертизы "Авто-Мобил", одной из крупных автоэкспертных московских фирм, все эксперты имеют минимально необходимую квалификацию эксперта-автотехника III категории. Поскольку работа автоэксперта связана с определением имущественного ущерба, то и процесс дополнительной подготовки должен быть достаточно серьезным. Сегодня готовят экспертов-автотехников (пока лишь III категории) только при одном вузе - МАМИ. В то же время, как в Москве, так и в других регионах страны сегодня работает достаточно много курсов, в том числе и при государственных вузах, где за сравнительно небольшую сумму в пределах 1-2 недель предлагают стать экспертом-оценщиком, автоэкспертом - оценщиком и пр., даже независимо от того, есть ли у претендента базовое высшее техническое образование. Конечно, такие"специалисты" никакого отношения к автоэкспертизе не имеют. Между тем, работая не только оценщиками, но и автоэкспертами, они, составляя некачественные заключения, наносят ущерб не только своим клиентам, по и дискредитируют профессию автоэксперта. Для того чтобы устранить такую практику, необходима разработка и утверждение Минобразования РФ Государственных требований к Программам подготовки специалистов по автотехнической экспертизе, в соответствии с которыми и должны строиться программы профессиональной подготовки автоэкспертов. Но образовательная подготовка далеко не единственная проблема, которая существует в области авто-экспертизы, более серьезным является отсутствие законодательной базы, которая, как известно, является необходимым условием для цивилизованного развития любого вида деятельности. Сегодня отсутствует как федеральный, так и региональные законы в области автотехнической экспертизы, отсутствует система лицензирования и сертификации, а значит не осуществляется никакого контроля за деятельностью автоэкспертных организаций, качества предоставляемых ими услуг со стороны как государственных, так и муниципальных структур. В отсутствие соответствующего федерального законодательства в городе Москве в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 21.04.99, № 388-РМ "О лицензировании оценочной деятельности в городе Москве"[2] с 1 августа 1999 года введено лицензирование оценочной деятельности. Для получения лицензии наряду с прочими документами достаточно предоставить в московскую лицензионную палату свидетельство об окончании курсов по оценке транспортных средств. Таким образом, в отсутствие законодательства в области автоэкспертизы, сегодня в массовом порядке оценщики, имея данную лицензию, проводят автоэкспертные работы, хотя и не являются компетентными в данной области. В то же время в объективном, независимом и достоверном определении ущерба заинтересован целый круг лиц. Прежде всего, это касается виновной стороны, которая должна возместить ущерб потерпевшей стороне. Если автомобиль застрахован, то таким заинтересованным лицом является страховая компания, застраховавшая автомобиль. Но сегодня нередки случаи, когда суммы возмещения являются завышенными (например, из-за завышения по сравнению со среднерыночной стоимости выполнения восстановительных работ, увеличения количества времени (нормо-часов) по отдельным видам работ, необоснованный повтор отдельных работ и др.), что выгодно прежде всего потерпевшей стороне. В этом случае у страховщиков возникают риски несения убытков, частные же лица порой просто не в состоянии найти необходимой для возмещения ущерба суммы (особенно, если в аварию попала дорогостоящая иномарка), что становится дополнительным фактором роста криминогенной обстановки. Положение может серьезно обостриться при введении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами, поскольку, безусловно, возрастут объемы страхования, увеличится и количество претензий по искам. В качественном предоставлении автоэкспертных услуг, кроме страховых компаний, заинтересованы и государственные, муниципальные предприятия, а также простые граждане, прежде всего потому, что они являются потребителями этих услуг. Получая некачественные заключения, в большинстве случаев потребители несут серьезный материальный и моральный ущерб, затягиваются судебные разбирательства, возникает необходимость проведения повторных экспертиз и т.д. Поэтому принятие Закона, регулирующего и регламентирующего автоэкспертную деятельность, является, безусловно, актуальным и необходимым. Необходима также разработка единых Требований к предоставлению услуг в области автоэкспертизы, налаживание системы аттестации и профессиональной переподготовки экспертов-автотехников в соответствии с Государственными требованиями к Программам профессиональной подготовки экспертов-автотехников. Но сегодня пока в большинстве случаев клиентам выдаются некачественные заключения, из-за чего страдают не только они, но и автоэксперты - профессионалы, поскольку серьезно подрывается доверие к профессии, ее престиж и значимость. Все вышеперечисленные проблемы являются достаточно сложными, поэтому за рубежом в их решении активно участвуют профессиональные и общественные автоэкспертные организации. Такая организация недавно появилась и у нас. Профсоюз автоэкспертов России создан и официально зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 29 сентября 2000 г. (регистрационное свидетельство № 13816) как межрегиональная организация, призванная объединить автоэкспертов России. Цель его создания - обеспечение представительства и защита социально-трудовых прав автоэкспертов в России. Подобные организации существуют во многих странах мира: в Германии, Бельгии, Франции, Австрии, Великобритании и других европейских странах, даже в Алжире, Тунисе и Марокко. Практически все они являются членами Международной федерации автоэкспертов (Federation International des Experts en Automobile - FIEA) - эффективной международной некоммерческой организации, объединяющей более 8000 автоэкспертов из стран Европы и Северной Африки. В перспективе вступление России в эту авторитетную международную организацию позволит обеспечить автоэкспертам страны представительство на международной арене, более эффективно защищать их права, повышая престиж профессии и способствуя ее цивилизованному развитию. По наиболее сложным делам можно обратиться в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», специализирующуюся на этих вопросах, тел.: +7 (495) 772-08-31, + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-73, www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru.
[1] Материал подготовлен Юридической консультацией №8 «РОСАР», правопреемником которой является Московская коллегия адвокатов «РОСАР». -[2] Распоряжением Мэра Москвы от 5 июня 2001 г. N 559-РМ настоящее распоряжение признано утратившим силу.
|
|
|
|
|