Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

 

Опубликовано в журнале «Автомагазин», январь, 2001

Автор, адвокат С.П.ТАРАСОВ

 

 

Поздравили друг друга с Новым годом, новым веком, новым тысячелетием, съездили в гости, вернулись из гостей, а тут совсем нерадостное известие: Вас ждут на разбирательство в органах ГИБДД.

Облегчить Вашу участь при угрозе наступления ответственности за административное правонарушение, связанное с использованием автотехнических средств передвижения, продолжит и в третьем тысячелетии адвокат Юридической консультации №8 "РОСАР"[1]° ТАРАСОВ Сергей Петрович, представитель программы " Автоадвокат".

С.П. Истина со стажем: один убегает, другой догоняет, И если даже не убегает, а вместе с автомобилем стоит на месте, но все же подвергнут наказанию за нарушение Правил дорожного движения (далее Правил), полезнее вспомнить о том, что есть адвокаты, которые владеют не только определенными познаниями в отрасли административного права, но и успешно работают по методике обжалования уже принятых решений об административных правонарушениях.

Нередко бывают ситуации, когда уже составлены и подписаны на месте дорожно-транспортного происшествия протокол осмотра и схема места происшествия, согласно данным которых определено виновное в авто-аварии лицо. Водитель поврежденного автомобиля успокоился, уже предполагает примерную дату получения оплаты за причиненный материальный ущерб от виновного лица, а ожидаемый момент все не наступает.

Оказывается, все довольно просто. Виновный в авто-аварии пошел другим, неформальным путем, и уже через короткое время все наиболее существенные данные осмотра места аварии уже «свидетельствуют» о виновности пострадавшего.

Иными словами, не надо пассивно ожидать принятия органами ГИБДД окончательного решения по ДТП, а лучше сразу обратиться за юридической помощью к адвокату, специализирующемуся на автотранспортных делах, которые также имеют свою специфику, как, например, жилищные, наследственные и т.п.

О совершении административного правонарушения составляется протокол не кем попало, а уполномоченным на то должностным лицом - статья 23.4 Кодекса об Административных правонарушениях РСФСР (далее КоАП РСФСР)[2]. Протокол (постановление) об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу, так как в нем фиксируется факт совершения нарушения. В нем обязательно указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол (постановление) подписывается лицом, его составившим, и липом, совершившим правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших он может быть подписан и этими лицами (ст. 23.5 КоАП РСФСР)[3]. При составлении протокола (постановления) нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 24.7 названного Кодекса.[4]

Подробное описание содержания данного документа приводится нами вовсе не случайно, поскольку в отдельных случаях они могут иметь решающее значение для правильного разрешения дела, Например, в случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен, то есть без выполнения имеющихся в нем санкций.

После того как протокол (постановление) об административном правонарушении составлен, оформлены другие материалы дела, они направляются органу (должностному лицу), который уполномочен рассматривать данное дело. После составления протокола об административном правонарушении копия протокола немедленно вручается под расписку лицу, совершившему данное правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе. Названные лица вправе знакомиться с материалами дела и, что очень важно, заявлять ходатайства, а лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право и представлять доказательства. Что, безусловно, значительно повышает степень его защиты.

Согласно статье 26.2 КоАП РСФСР[5] существуют два вида постановлений: о наложении административного взыскания и о прекращении дела производством. В первом постановлении обязательно должна быть определена мера административного взыскания, Необходимо помнить, что срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ - месяцами или днями, лишение специального права - годами, месяцами или днями. Важным моментом является и знание сроков наложения административного взыскания; оно может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. За одно административное правонарушение может быть назначено только одно основное административное взыскание.

Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается немедленным объявлением постановления. Копия в течение трех дней вручается или высылается.

В случае несогласия (наша практика работы причисляет таковых несогласных 4/5 от общего количества лиц - участников дорожно-транспортных происшествий) постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Постановление районного (городского) народного суда или судьи о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит (часть 2, статья 26.6 КоАП РСФСР).[6] Аналогично решалась ситуация и с невозможностью обжалования постановления иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания. Например, руководитель органа ГИБДД наложил штраф на водителя за нарушение правил дорожного движения, а поданные им в районные суды жалобы оставлены без удовлетворения.

Так продолжалось до прошлого года, Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999г., № 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 26.6 и пункта 3 части первой статьи 26.7 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан Арбузовой, Колегова, Кутырева, Насибуллина и Ткачука» названные нормы признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, статьям 46 (части 1 и 2) и 19 (часть 1) как исключающие возможность проверки по жалобам граждан законности и обоснованности судебного решения еще одной судебной инстанцией, уполномоченной па исправление судебной ошибки.

Однако даже в столичном регионе, где юридическая информированность населения значительно выше, ряд должностных лиц продолжает наступать на вышеприведенные "грабли". Поэтому подавляющее большинство автомобилистов, в частном порядке читающие только Кодекс об административных правонарушениях РСФСР, могут самостоятельно не всегда защитить свои права.

Дополнительно проинформирую наших автолюбителей, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать

Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано и прокурором ( ст. 26.9 КоАП РСФСР)[7]. Про судебную процедуру мы уже выяснили.

В качестве иллюстрации первичной жалобы, подаваемой непосредственно после, например, задержания автотранспортного средства, возможно использование следующей формы жалобы:

 

В________________________ районный (городской) суд от

____________________________________________________

                              (ФИО лица, подающего жалобу, адрес)

Ответчик: ___________________________________________

                    (ФИО сотрудника милиции, адрес)

Ответчик: ___________________________________________

                      (управление внутренних дел)

 

Жалоба

на неправомерные действия сотрудника (ов) ГИБДД (милиции)

при задержании автомашины

 

«____»___________________ 200_ г. на автомашине марки регистрационный номер __________________ перевозился принадлежащий мне груз, который надлежало передать гражданину (фирме, организации и т.п.)___________________________________ согласно контракту, заключенному ______________________________________ (дата, место и т.д.).

Автомашина   была   остановлена   сотрудниками (ГИБДД, милиции),  отдела (управления) внутренних дел, который проверил (и) водительские документы, документы на перевозимый груз, а затем без объяснения причин изъяли их.

Документы были возвращены спустя _____ дней (часов), и мне сообщили, что произошла ошибка.

В результате противоправных действий сотрудников (а) милиции автомашина простояла на дороге, а перевозимый груз пришел в негодность (не был своевременно доставлен получателю и т.п.) и не реализован.

В результате этого убытки составили:  сумма __________________ руб. Кроме   того,   причинен  ущерб   простоем  автомашины  в  сумме руб. Мне причинен и моральный вред, который я оцениваю в _________________________________________________ руб.

В соответствии с Законом РФ "О милиции", ст.ст. 2391 , 2392 ГПК РСФСР[8],

 

ПРОШУ:

1.      Признать действия сотрудника (ов) милиции (ГИБДД) неправомерными.

2.      Взыскать в мою пользу ущерб в сумме _________________________ руб.

Приложение:

Документы, подтверждающие жалобу. Две копии жалобы.

Подпись

Дата

По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в  Московскую Коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат": (тел. 8 (926) 126-71-59, + 7 (926) 659-68-80, 8 (495) 671-53-62, тел/факс (495) 671-53-72, , www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru, E-mail: rosar@inbox.ru).

 


 

[1] Материал подготовлен Юридической консультацией №8 «РОСАР», правопреемником которой является Московская коллегия адвокатов «РОСАР».

 

[2] Утратила силу, в настоящее время применяется  ст.28.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[3] Утратила силу, в настоящее время применяется  ст. 28.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[4] Утратила силу, в настоящее время применяется  ст. 28.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[5] Утратила силу, в настоящее время применяется  ст. 29.9  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[6] Утратила силу.

[7] Утратила силу, в настоящее время применяется  ст.ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[8] Утратила силу.

 

 

Rambler's Top100

Яндекс цитирования