Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

Адвокат по ДТП предлагает:

 

КТО КОМУ И СКОЛЬКО ДОЛЖЕН, ЕСЛИ ПРОИЗОШЛА АВАРИЯ

 

Опубликовано в газете "Труд-советы" № 180 (23896), 2001 г.

Эксперт-автотехник, автор Смелов И.В

.

Даже самые опытные и осторожные водители, к сожалению, на сто процентов от аварии не застрахованы. Как говорится, не ты - так тебя.

Автор этих строк, занимаясь вопросами безопасности движения свыше полутора десятков лет и имея за плечами сотни проведенных автотехнических экспертиз, дает участникам ДТП ряд практических рекомендаций, которые могут помочь сэко­номить время и деньги.

Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда столкнулись два автомобиля, но, к счастью, все обошлось без человеческих жертв. Своими силами на месте даже приблизительно определить стоимость предстоящего ремонта - штука почти что безнадежная. И никто так просто не желает платить немалые суммы, даже если и чувс­твует за собой какую-то вину.

Даже небольшая царапина на полированном боку "шестисотого" Мерседеса, например, потянет на несколько сотен долларов, а если он совсем новый, то потеря товарного вида выльется в такую сумму, узнав о величине которой, даже очень хладнокровные лишатся дара речи.

Предположим, Вы считаете, что сами виноваты в случившемся. А Вы уверены, что другой участник ДТП своими действиями не способствовал наступлению столь неблагоприятных последствий: не превысил скорость, соблюдал все требования ПДД, технически грамотно управлял своим автомобилем? Сам он Вам об этом не скажет, а Вы эти детали и обстоятельства вряд ли установите самостоятельно. Очень может быть, что ви­на-то обоюдная или вообще целиком лежит на другой стороне.

Таким об­разом, главный вопрос, который должен быть решен первым, это не сколько платить, а кто виноват и в какой степени. Если сумеете его решить сразу на месте - можете переходить к вопросам денежным. Но не наоборот. Если своими силами объективно определить степень вины каж­дого нельзя - вызывайте ГИБДД. Пусть, как и положено, этим занимаются специалисты.

Однако, если водитель и пассажиры другой автомашины на месте ДТП предъявят Вам аргумент калибра 9 мм или что-то в этом роде, то играть придется по их правилам. Не спорьте, старайтесь потянуть время и, если "попросят", отдайте им свою автомашину, документы, день­ги. Иначе в заложники могут взять Вас. Такое уже бывало.

Отдельно надо сказать о существующей практике, когда в залог берут автомобиль. Не делайте этого сами и старайтесь не отдавать свой. Все это малоэффективно и чревато неприятностями (даже если при этом оформляется генеральная доверенность). Имейте в виду, что Вашу автомашину, если она мало пострадала в результате ДТП, могут начать эксплуатировать. Фактически Вы передали управление ей неизвестно ко­му. Если в это время на ней совершат еще одно ДТП, то возмещать ущерб придется Вам, как владельцу источника повышенной опасности. Кроме того, возможен случай, когда автомашину используют как орудие преступления. А тут последствия могут быть серьезнее.

Итак, Вы решили вызывать ГИБДД. Пока не подъехали работники милиции, Вашей главной задачей является сохранение обстановки и следов на месте происшествия. Любопытные, появляющиеся сразу, словно из под земли, начинают дружно эти следы затаптывать, чего допускать нельзя. Постарайтесь не упустить свидетелей, чьи показания и помощь в деле установления истины будут крайне необходимы. Если у Вас с собой ока­зался фотоаппарат или видеокамера - обязательно сразу же сделайте несколько снимков, на которых должна быть запечатлена общая обстановка на месте ДТП и взаимное расположение Ваших транспортных средств. Желательно, чтобы в кадр попали номерные знаки машин. При использовании видеокамеры пусть будет выведена дата и текущее время. Отдельно следует заснять механические повреждения на машинах и следы на проезжей части, в частности, следы торможения, осколки стекол, осыпавшуюся с крыльев грязь, следы технических жидкостей. Все это нужно из-за того, что многие важные детали обстановки еще до приезда работников ГИБДД могут исчезнуть или быть уничтожены. И хотя эти Ваши снимки не будут иметь всей силы доказательства, тем не менее, во внимание они будут приняты (если, разумеется, Вы на этом будете настаивать).

Приехав на место происшествия, работники ГИБДД очень часто сразу делают скоропалительный вывод о виновности одного из водителей, хотя их главная задача состоит в том, чтобы предельно точно и аккуратно зафиксировать обстановку на месте ДТП. В протоколе, который работники милиции составят на месте и дадут Вам на подпись, есть графа "подпись нарушителя". Слово "нарушителя" обязательно исправьте на "участник ДТП", "водитель", "владелец транспортного средства". Если подпишете протокол так, как есть - сильно осложните себе жизнь. Вам потом не раз напомнят, что Вы свою вину уже признали, а теперь почему-то отрицаете. Как упоминалось выше, вина часто бывает обоюдной и делится в определенной пропорции между участниками ДТП. Например, один водитель создал опасную (но еще не аварийную!) ситуацию на дороге, а другой сделал все возмож­ное, чтобы довести ее до ДТП. Однако на практике всю вину обычно возлагают на кого-то одного. Так быстрей и проще. Можно привести немало примеров, когда уже в суде, при рассмотрении исковых заявлений, вдруг выясня­лось, что виноват, оказывается, не этот, а другой водитель и все расходы, которые понес истец, фактически пропали даром.

Но вернемся к осмотру работниками ГАИ места происшествия. Вот здесь Вам безучастно стоять в сторонке никак нельзя. Помните, что Вы вправе обращать внимание производящих осмотр на те или иные детали обстановки и следы на месте ДТП, другие важные моменты. Учтите, что протокол осмотра места происшествия (в случаях, когда он должен составляться) и схему подписывать Вам. Ни­каких подписей не ставьте, пока не убедитесь, что там все верно.

Проконтролируйте, чтобы схема была составлена аккуратно, в прямоугольной системе координат, с нанесением всех размеров. Попробуйте мысленно, по имеющимся размерам, восстановить в масштабе всю обстановку на месте происшествия. Если при этом окажется, что одного-двух размеров не хватает - потребуйте, чтобы их замерили, нанесли на схе­му и отразили в протоколе. Проследите, чтобы не было никаких измерений шагами. Только рулеткой.

Не питайте иллюзий, что осмотром Вашего места происшествия будут заниматься уж очень большие специалисты. Если нет человеческих жертв, а пострадало только железо, то весь осмотр постараются сделать максимально быстро, чтобы скорее освободить проез­жую часть.

Проверьте, чтобы на схеме была обозначена точка столкновения. Обычно это никто не делает, несмотря на необходимость. Опреде­лить ее нетрудно. В момент столкновения, как правило, с крыльев ав­томашин осыпается сухая грязь, а видимые следы торможения резко ме­няют свое направление.

Что касается видимых следов торможения, то их постоянно и совершенно неправильно в протоколах и на схемах обозначают, как тормозной путь. Но на самом деле - это только часть тормозного пути, а сам тормозной путь гораздо длиннее. Пусть вещи будут названы своими именами. Проследите, чтобы черные следы скольжения шин по асфальту были точно замерены и названы, например, следами юза, следами скольжения шин, видимыми следами торможения, но только не тормозным путем.

Бывает так, что следов торможения на месте происшествия нет. Это существенно затруднит в дальнейшем определение скорости движения транспортного средства. Очень часто в таких случаях скорость указы­вают со слов самого водителя, который, порой из самых лучших побуждений, занижает ее фактическое значение. Например, движение разрешено со скоростью 60 км/час и водитель перед столкновением ехал примерно так. Желая подстраховаться, он говорит, что его скорость была в пределах 40 км/час. Может оказаться, что в этом случае он имел техническую возможность предотвратить аварию. Сразу возникает закономер­ный вопрос: а почему он ею тогда не воспользовался?

В том случае, если на Вас наложен штраф (за нарушение ПДД) и Вы его уплатили, то в дальнейшем, за неимением других доказательств, Вам непременно скажут, что, раз Вы уплатили штраф, значит полностью себя признали виновным и на этом основании Ваша вина убедительно (?!) доказана. Здесь комментарии излишни. На это Вам следует ответить, что на дворе сейчас не 37-й год, виновным Вы себя не считали и не считаете, а деньги уплатили лишь затем, чтобы таким образом ВЫКУ­ПИТЬ свое изъятое водительское удостоверение.

После того, как работа на месте ДТП закончится и Вы уедете с места происшествия, постарайтесь еще до комиссии ГИБДД проконсультиро­ваться со специалистом в области автоаварий и, при необходимости, заручиться его поддержкой в дальнейшем. В идеале это должен быть эксперт-автотехник, обладающий также юридическими познаниями. Выводы специалиста помогут Вам также ре­шить вопрос и о необходимости привлечения адвоката. Может оказаться, что его услуги и не понадобятся.

На комиссию в ГИБДД в одиночку лучше не ходить. Возьмите с собой свидетелей, специалиста, защитника, представителей средств массовой информации. Имейте в виду, что и близкие родственники также являются свидетелями, что бы Вам по этому поводу ни говорили.

Если в результате аварии имеются человеческие жертвы, то неукоснительное соблюдение приведенных выше рекомендаций приобретает особую значимость. Ведь на карту теперь поставлены Ваши доброе имя и даже свобода!

 

Автоэксперт Смелов И.В.

тел. +7 (910) 519-15-56

 

По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в  Московскую коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат":

тел.:   + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-73.

 avto-advokat@mail.ru.

 

Rambler's Top100

Яндекс цитирования