Приказ МВД РФ от 20 апреля
1999 г. N 297
|
Министр |
С. Степашин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 апреля 1999 г.
Регистрационный N 1771
_____________________________
*(1) Далее - "ГИБДД".
*(2) Зарегистрирован в Минюсте России 31 января 1994 г., регистрационный N 474.
Приложение
к приказу МВД РФ
от 20 апреля 1999 г. N 297
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Дорожно-патрульная служба - структурное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящее в состав милиции общественной безопасности Российской Федерации.
Наряд дорожно-патрульной службы - сотрудник или несколько сотрудников дорожно-патрульной службы, назначенные для несения службы на постах и маршрутах патрулирования.
Пост дорожно-патрульной службы - определенное дислокацией место, на котором сотрудники дорожно-патрульной службы выполняют возложенные на них обязанности.
Стационарный пост дорожно-патрульной службы - место несения службы нарядами дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.
Контрольный пост милиции - стационарный пост, входящий в состав межрегиональной специальной оперативно-поисковой заградительной системы по розыску автомототранспортных средств.
Контрольно-пропускной пункт - наряд милиции, выставляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций.
Маршрут патрулирования - определенное дислокацией направление движения нарядов дорожно-патрульной службы.
Зона ответственности поста - территория поста с прилегающим к ней участком дороги (местности), в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности.
2.1. Дорожно-патрульная служба*(1) является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2) и входит в состав милиции общественной безопасности Российской Федерации. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.
2.3. Правовую основу деятельности ДПС составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции"*(3), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях*(11), Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"*(4), другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также настоящее Наставление.
2.5. В состав ДПС ГИБДД МВД России входят строевые подразделения (в том числе специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы.
Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения образуются по согласованию с МВД России.
Основными задачами ДПС являются:
- сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.
4.2. Осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
4.5. Осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий. *(5)
4.8. Проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки сообщений о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях.
4.9. Осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств.
4.12. Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
4.13. Контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
6.1. Сотрудник ДПС при несении службы обязан:
6.1.1. Знать нормы Правил дорожного движения Российской Федерации*(6) и законодательства об ответственности за их нарушения.
6.1.2. Организовать безопасный и бесперебойный процесс дорожного движения.
6.1.3. Знать оперативную обстановку в зоне поста или маршрута патрулирования.
6.1.12. Осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
6.1.13. Регулировать дорожное движение, в том числе с использованием жестов (приложение 1).
6.1.15. Принимать меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказывать гражданам содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств.
6.1.21. Осуществлять контроль за соблюдением условий обеспечения безопасности дорожного движения при проведении на улицах и дорогах ремонтно-строительных и других работ.
6.1.22. Быть культурными и вежливыми в обращении с гражданами, строго соблюдать законность.
6.1.24. Докладывать по окончании несения службы дежурному по подразделению о результатах работы.
6.2. По прибытии на пост (маршрут патрулирования) сотрудник ДПС должен получить от сменяемого им сотрудника информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, проводимых на улицах и дорогах ремонтно-строительных и иных работах, поступивших указаниях и сообщениях, исправности технических средств регулирования дорожного движения, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к несению службы. Если в предшествующую смену контроль за дорожным движением на данном посту или маршруте не осуществлялся, сотрудник проверяет исправность технических средств регулирования, специальных средств, средств связи, состояние дорог и улиц, условия производства на них ремонтно-строительных и других работ.
О принятии поста, маршрута патрулирования и выявленных недостатках докладывает в дежурную часть строевого подразделения.
Во время несения службы сотрудник ДПС должен принять меры к устранению помех в движении, освобождению проезжей части от оставленных на ночь транспортных средств, обозначению опасных участков на посту или маршруте патрулирования.
6.3. При несении службы нарядом в составе двух или более сотрудников ДПС назначается старший наряда.
6.4. Старший наряда обеспечивает руководство деятельностью наряда на период несения службы и обязан:
6.4.2. Осуществлять контроль за несением службы сотрудниками ДПС и оказывать им практическую помощь при выполнении задач по контролю за дорожным движением.
6.4.3. Проверять правильность ведения служебной документации, качество оформления материалов по ДТП и административным правонарушениям, принимать меры по устранению выявленных недостатков.
6.4.4. Контролировать правильность использования оперативно-технических и специальных средств.
6.5. Сотрудник ДПС при несении службы имеет право:
6.5.3. Останавливать на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортные средства для проверки у водителей, в том числе с использованием автоматизированных баз данных, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, и в установленных законодательством Российской Федерации случаях изымать их (подпункт "и" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации*(7).
6.5.4. Останавливать транспортные средства, водители которых нарушили правила дорожного движения.
6.5.6. Запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (пункт 23 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции").
7.1. В подразделениях ДПС организуются учет и анализ информации, имеющей значение для выполнения основных задач, стоящих перед ними.
Учету и анализу подлежат ДТП на обслуживаемой территории и принимаемые меры по их предупреждению; преступления, связанные с использованием транспортных средств; данные о состоянии дисциплины и соблюдении законности в деятельности сотрудников ДПС; предложения организаций, общественных объединений и граждан, касающиеся совершенствования деятельности ДПС и обеспечению безопасности в области дорожного движения.
7.3. Работу по анализу ДТП и правоприменительной деятельности организует командир строевого подразделения, а где строевое подразделение отсутствует - начальник ГИБДД органа внутренних дел.
Планы работы рот, батальонов, входящих в состав более крупных строевых подразделений, утверждаются вышестоящими командирами.
9.2. Расстановка сил и средств ДПС осуществляется на основании утвержденной Дислокации постов и маршрутов патрулирования (приложение 2) в соответствии с обязательными нормами ежесуточного выставления нарядов и заносится в Постовую ведомость расстановки нарядов дорожно-патрульной службы (приложение 3).
9.3. Дислокация включает: схему района, города, транспортного участка, оценку оперативной обстановки, обязательные нормы выставления сотрудников ДПС и транспортных средств, перечень постов и маршрутов патрулирования, в том числе дополнительных, подлежащих закрытию в период осложнения оперативной обстановки, виды нарядов, порядок взаимодействия и связи между ними и другие необходимые сведения (места расположения и телефоны медицинских учреждений, органов внутренних дел, станций технического обслуживания транспортных средств, организованных стоянок транспорта и других объектов сервиса).
Дислокация разрабатывается командиром строевого подразделения в границах обслуживаемой территории на основе анализа состояния аварийности по месту, дням, времени суток совершения ДТП и с учетом особенностей условий движения по дорогам, режима работы организаций, учебных заведений, торговых центров, других объектов, работа которых обуславливает эпизодическое увеличение потоков транспортных средств и пешеходов.
При определении обязательной нормы ежесуточного выставления нарядов штатная численность контрольных постов милиции, входящих в структуру строевых подразделений ДПС, не учитывается.
При проведении на территории обслуживания мероприятий, требующих значительного увеличения плотности нарядов за счет привлечения к службе инспекторского состава в дни его отдыха и праздничные дни, для компенсации выходных дней командиры строевых подразделений вправе в последующие дни произвести обоснованное сокращение обязательных норм ежесуточного выставления нарядов.
В случаях когда автомобильные дороги, обслуживаемые строевым подразделением, проходят по территории нескольких районов (городов), дислокация согласовывается с руководителями соответствующих УВД, ОВД.
Дислокация постов (маршрутов) патрулирования строевых подразделений ДПС, входящих в состав территориальных органов внутренних дел, разрабатывается начальником ГИБДД и утверждается руководителем соответствующего УВД, ОВД.
9.7. На каждый пост, маршрут патрулирования составляется Карточка поста (маршрута патрулирования) (приложение 4) в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части строевого подразделения, а второй выдается сотруднику ДПС на время несения службы.
Распорядок дня и график работы утверждает командир строевого подразделения, а подразделений, входящих в состав горрайорганов внутренних дел, - начальник ГИБДД.
Служебное время при несении ДПС определяется нахождением нарядов в оперативном подчинении дежурного строевого подразделения или иных должностных лиц, осуществляющих руководство службой (с начала инструктажа до поступления команды об окончании службы).
В случае необходимости командир строевого подразделения (начальник органа внутренних дел) своим приказом может увеличивать продолжительность рабочего времени сотрудников ДПС.
Учет служебного времени сотрудников сверх установленного законодательством Российской Федерации ведется начальником штаба или заместителем командира строевого подразделения.
10.4. Наряды дежурных частей строевых подразделений руководствуются Наставлением по организации работы дежурных частей органов внутренних дел, другими нормативными правовыми актами, относящимися к области дорожного движения, охраны общественного порядка, предотвращения и раскрытия преступлений, и настоящим Наставлением.
10.5. На дежурную часть строевого подразделения возлагаются следующие задачи:
10.5.1. Сбор, обработка и оценка информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории.
10.5.2. Оперативное управление силами и средствами подразделения в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения, регулирования движения транспортных потоков, ликвидации заторов в движении, контроля за выполнением условий производства работ, связанных с закрытием дорог.
10.5.4. Оперативное обеспечение раскрытия преступлений по "горячим следам".
10.5.6. Организация розыска и задержания угнанных, похищенных транспортных средств и транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, регистрация в установленном порядке сообщений о таких противоправных деяниях.
10.5.9. Прием оформленных материалов об административных правонарушениях в области дорожного движения от командиров взводов (старших групп), их регистрация в соответствующем журнале, передача инспектору по исполнению административного законодательства.
10.5.11. Осуществление информационно-справочной работы.
10.5.13. Организация оповещения и сбора сотрудников подразделения.
10.6. Для выполнения возложенных на дежурную часть задач назначается суточный наряд.
10.9. Старший инспектор-дежурный (инспектор-дежурный) строевого подразделения является старшим оперативным начальником над несущим службу суточным нарядом дежурной части и находящимися в нарядах сотрудниками строевого подразделения, выполняющими задачи по обеспечению безопасности дорожного движения.
10.10.3. Проверять несение ДПС, а также использование транспортных, оперативно-технических и специальных средств строевого подразделения.
10.10.5. Контролировать своевременность и полноту исполнения отданных распоряжений.
10.10.12. Пользоваться всеми правами, предоставленными инспектору ДПС.
10.11. Старший инспектор-дежурный (инспектор-дежурный) обязан:
10.11.1. При подготовке инспекторов ДПС строевого подразделения, заступающих на службу:
а) принимать доклады от командиров взводов (старших групп) о прибытии на службу инспекторского состава ДПС и заполнять постовую ведомость;
б) осуществлять контроль за выходом и возвращением патрульного автомототранспорта с отметкой в Журнале учета использования транспортных средств (приложение 5);
в) выдавать инспекторам ДПС оперативно-технические и специальные средства, о чем производить соответствующую запись в Журнале выдачи и приема вооружения, оперативно-технических и специальных средств (приложение 6), а также табельное оружие, нагрудные отличительные знаки, служебные документы;
г) проверять готовность инспекторского состава ДПС к несению службы, его внешний вид, экипировку;
д) организовывать на инструктаже доведение до заступающего на службу наряда состояние оперативной обстановки;
е) докладывать о не прибывших на службу сотрудниках ДПС командиру строевого подразделения и принять меры к выяснению причин неявки.
10.11.2. По окончании службы нарядами:
а) принимать от сотрудников ДПС оружие, нагрудные знаки и специальные средства, проверять их комплектность и исправность, о чем делать соответствующие записи в журналах;
б) передавать принятые от командиров взводов (старших групп) административные материалы помощнику дежурного для их регистрации в журнале учета материалов о нарушениях правил дорожного движения;
в) докладывать командиру строевого подразделения или лицу его замещающему о случаях неявки по неизвестным причинам инспектора ДПС с маршрута патрулирования (поста), в дальнейшем действовать по его указанию;
г) обобщать результаты несения службы для доклада командиру строевого подразделения, делать запись в постовой ведомости и докладывать командиру подразделения (лицу его замещающему) о приеме-сдаче дежурства.
10.11.3. При сборе информации и оценке обстановки на обслуживаемой территории:
а) изучать, анализировать и оценивать сведения о совершенных ДТП и преступлениях, транспортных средствах, водители которых скрылись с мест ДТП, угнанных и похищенных транспортных средствах, разыскиваемых преступниках и нераскрытых преступлениях, намеченных и проводимых массовых, спортивных и других мероприятиях, степени участия инспекторского состава строевого подразделения по поддержанию соответствующих режимов дорожного движения в местах их проведения, изменениях климатических условий, состоянии автомобильных дорог, дорожных сооружений и технических средств регулирования дорожного движения, которые могут оказывать влияние на дорожное движение, оперативную обстановку, расстановку сил и средств;
б) систематизировать, обобщать и докладывать полученную информацию командиру строевого подразделения, а в предусмотренных нормативными правовыми актами МВД России случаях - вышестоящему дежурному.
10.11.4. По управлению силами и средствами:
а) обеспечивать непрерывное управление нарядами, их четкое взаимодействие между собой и с другими подразделениями органов внутренних дел;
б) контролировать несение службы нарядами, в случае не выхода их на связь в назначенное время принимать необходимые меры по установлению местонахождения;
в) информировать инспекторский состав подразделения об изменениях оперативной обстановки.
а) выяснять время, место, обстоятельства происшествия, приметы правонарушителей, сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон), данные о транспортных средствах, причастных к происшествию (марка, государственный регистрационный знак, принадлежность), наличие пострадавших. Если водитель с места ДТП скрылся, дополнительно выяснять цвет, особые приметы, характер возможных повреждений, направление движения транспортного средства, приметы водителя;
б) принимать, регистрировать сообщения о преступлениях и своевременно передавать полученную информацию в органы внутренних дел по территориальности. Сведения о ДТП регистрировать в тетради для записей дежурного, а после уточнения - в Журнале учета дорожно-транспортных происшествий (приложение 7);
в) докладывать командиру строевого подразделения и вышестоящему дежурному о преступлениях, ДТП с тяжкими последствиями и действовать в соответствии с их указаниями. В случаях организации розыска преступников по горячим следам немедленно передавать необходимую информацию на маршруты патрулирования, посты для ориентирования нарядов ДПС;
г) информировать о ДТП, повлекших гибель, ранение людей или причинение существенного материального ущерба, дежурные части органов внутренних дел по территориальности, при необходимости вызывать скорую медицинскую помощь, пожарную охрану, другие оперативные и спасательные службы, а в случае, когда участники происшествия при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося прибыли в строевое подразделение, организовывать оформление материалов по происшествию в установленном порядке;
д) докладывать об осложнении обстановки на месте происшествия, угрозе возникновения групповых хулиганских проявлений или других чрезвычайных обстоятельств дежурному по органу внутренних дел, командиру строевого подразделения и в дальнейшем действовать по их указанию. При возникновении затора на месте происшествия организовывать объезд этого места;
е) организовать доставку транспортных средств с мест происшествий в территориальные органы внутренних дел по месту совершения (когда нельзя их передать владельцу), а также транспортных средств, задержанных у лиц, управляющих ими без водительских документов или в состоянии опьянения. В последнем случае они могут быть приняты под охрану в дежурную часть строевого подразделения. Принятие на хранение, а также передача транспортного средства в другое подразделение органа внутренних дел оформляется актом приема на хранение произвольной формы. Выдача транспортного средства и груза владельцам осуществляется по предъявлении ими соответствующих документов;
ж) докладывать вышестоящему дежурному и по возможности ставить в известность представительство МИД России о ДТП с участием иностранных граждан;
з) оповещать командира и наряды строевого подразделения, руководителей заинтересованных дорожных и коммунальных служб об осложнении условий дорожного движения вследствие обвалов, оползней, разрушения дороги, снежного заноса, гололедицы, выхода из строя средств регулирования и т.п., а также принимать необходимые меры по обеспечению безопасного и бесперебойного движения, в дальнейшем осуществлять контроль за выполнением соответствующих работ.
10.11.6. По обеспечению сопровождения автомобилей:
а) вести оповещение нарядов ДПС по маршруту следования сопровождаемых автомобилей;
б) организовывать взаимодействие нарядов подразделения и горрайорганов внутренних дел по обеспечению беспрепятственного проезда сопровождаемых автомобилей;
в) информировать экипажи автомобилей сопровождения об обстановке на маршруте движения.
10.11.7. По контролю за организацией перевозок опасных грузов:
а) знать техническое наименование веществ, вид опасности, код экстренных мер, сроки и маршруты перевозки опасных грузов;
б) принимать меры по организации бесперебойного движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
10.11.8. По обеспечению справочной работы:
а) давать исчерпывающие разъяснения (без сообщения секретных или носящих служебный характер сведений) при обращении в дежурную часть граждан или должностных лиц по вопросам деятельности ДПС, других подразделений органов внутренних дел, а при необходимости организовывать проверку или информировать заявителя о порядке дальнейших действий;
б) информировать родственников о погибших или раненых при ДТП.
а) обеспечивать хранение, выдачу и учет оружия, боеприпасов, оперативно-технических и специальных средств в оборудованных несгораемых шкафах (ящиках) в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России;
б) проверять при приеме оружия и специальных средств их состояние, укомплектованность, исправность, чистоту, смазку (оружия) и т.д. В случае обнаружения повреждений или недостачи требовать от сотрудников ДПС письменное объяснение и принимать необходимые меры к розыску утраченного. О фактах их утраты или непригодности к дальнейшей эксплуатации в результате повреждений немедленно докладывать письменным рапортом командиру строевого подразделения и производить записи в журналах;
в) запрещается передавать ключи от оружейной комнаты, шкафов с оружием и комнаты хранения оперативно-технических и специальных средств кому бы то ни было, кроме лица, сменяющего или замещающего дежурного. Передача ключей оформляется в журнале для записи дежурного с указанием номера личной печати дежурного, которой опечатаны шкафы и комнаты. При нарушении оттисков печатей в отсутствие дежурного проверка и передача хранящегося оружия, боеприпасов, оперативно-технических и специальных средств осуществляются комиссией, назначаемой командиром подразделения.
10.13. Дежурные части подразделений ДПС оснащаются единым абонентским телефонным номером ГИБДД.
11.1. Подготовка, инструктаж и развод сотрудников, назначенных в наряд для несения ДПС, осуществляется в соответствии с настоящим Наставлением и Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации*(8).
Инструктаж нарядов проводится, как правило, в специально оборудованном классе.
В соответствии с утвержденным графиком на инструктажи приглашаются руководители или сотрудники других служб и подразделений органов внутренних дел.
Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.
11.4. Должностные лица при проведении инструктажа должны:
11.4.2. Выборочно проверить знание инспекторским составом ДПС своих прав и обязанностей, правил применения и использования оружия, специальных средств, мер обеспечения личной безопасности.
11.4.4. Объявить посты и маршруты патрулирования.
11.4.6. Назначить старших нарядов.
11.6. Заступающие в наряд сотрудники ДПС должны иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипировку, а также нагрудный знак, оружие, жезл и другие специальные средства... Карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку (приложение 8), служебное и водительское (если сотрудник имеет право на управление транспортными средствами) удостоверения, выписки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, бланки протоколов и других необходимых процессуальных документов, карточки учета нарушений, квитанции об уплате штрафа, авторучку, карандаш, линейку, записную книжку, свисток, карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), Правила дорожного движения Российской Федерации, рулетку, служебную сумку или планшет.
11.9. Сотрудники ДПС, несущие службу на постах, расположенных на большом удалении от строевого подразделения, с разрешения его руководителей прибывают на инструктаж в определенные дни недели. О заступлении на службу инспекторы ДПС докладывают дежурному и получают от него необходимую информацию и указания. В период несения службы в городах и других населенных пунктах сотрудники ДПС информируют дежурного об оперативной обстановке один раз в час, а на загородных дорогах не менее одного раза в два часа.
12.1 Основными формами несения дорожно-патрульной службы являются:
12.1.1. Патрулирование на автомобилях, мотоциклах и вертолетах.
12.1.3. Несение службы на постах (в том числе стационарных).
12.1.4. Сопровождение транспортных средств.
12.2. Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие.
Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения или начальник ГИБДД, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости. В случае, если инспектор ДПС одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску.
Коэффициент потребности автомобилей, имеющих обычную окраску, не должен превышать 0,25 к общему количеству патрульного транспорта.
С помощью вертолетов осуществляется оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при ДТП и доставление их в медицинские учреждения, надзор за дорожным движением, сопровождение колонн автомобилей, обеспечение массовых мероприятий с участием большого количества транспортных средств и людей, розыск водителей, скрывшихся с мест ДТП, похищенных или угнанных транспортных средств.
Командир подразделения (старший группы) сообщает в дежурную часть на каждые сутки порядок и часы работы вертолета, место и время патрулирования. Непосредственно перед вылетом он проводит инструктаж сотрудников ДПС, привлекаемых к вертолетному патрулированию.
В состав наряда патрульного вертолета входят старший инспектор (старший наряда), по возможности фельдшер, а в состав наряда каждого патрульного автомобиля - не менее двух сотрудников ДПС.
При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден возможно большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения нарушений.
12.8. При несении службы на постах особое внимание уделяется розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, выявлению угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, а также используемых в преступных целях.
12.10. Решение о строительстве стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах принимается руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по обоснованным предложениям соответствующих управлений (отделов) ГИБДД.
Вопрос о создании стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах федерального значения согласовывается с Главным управлением ГИБДД МВД России.
Стационарные посты, на которых работа организована круглосуточно, обеспечиваются специальными техническими средствами, медицинским оборудованием и медикаментами, журналами приема и сдачи поста, учета поступающих указаний, учета транспортных средств, находящихся в розыске, приема и выдачи задержанных транспортных средств, тетрадями для записей.
13.1. Основными способами несения ДПС являются: контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений, осуществление распорядительно-регулировочных действий.
Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия.
13.5. При несении службы на маршруте патрулирования (посту) инспектор ДПС должен влиять на процесс движения. При этом надзор за дорожным движением должен быть направлен на предупреждение и пресечение нарушений, которые являются основными причинами ДТП.
Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.
13.7. Основанием для остановки транспортных средств являются:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз. Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.
13.11. При проезде колонн или отдельных автомобилей, сопровождаемых патрульными автомобилями ДПС, а также подающих специальные световые и звуковые сигналы, инспектор ДПС принимает меры к их безопасному, беспрепятственному проезду по территории поста или маршрута патрулирования.
Оформление ДТП происшествий с участием транспортных средств специальных и оперативных служб, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется в соответствии с установленным порядком.
13.14. Сотрудник ДПС, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии со статьями 27.12 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отстраняет водителя от управления транспортным средством и задерживает транспортное средство до устранения причины задержания.
О проведении досмотра транспортного средства и досмотра груза составляется протокол (либо делается отметка об этом в протоколе об административном правонарушении). Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправных действий, и их владельцы доставляются в дежурную часть органа внутренних дел, куда передаются также все материалы по данному правонарушению.
13.18. Сотрудник ДПС доставляет нарушителя в дежурную часть строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел в случаях и порядке предусмотренных статьей 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае если указанные лица вооружены, сотрудник ДПС докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел, далее действует по указанию дежурного и сообразно обстановке.
Для обеспечения личной безопасности и безопасности участников движения во время преследования сотрудник ДПС обязан:
а) постоянно держать включенными на патрульном транспорте специальные звуковые и световые сигналы;
б) выбирать скорость движения, исходя из конкретных условий;
в) быть внимательным к действиям преследуемых и других участников дорожного движения;
г) докладывать дежурному строевого подразделения или органа внутренних дел о месте своего нахождения и направлении движения;
д) информировать других участников дорожного движения о внимательности и соблюдении мер предосторожности.
13.20. При выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов сотрудник ДПС запрещает дальнейшее движение указанных транспортных средств до получения соответствующего указания от руководства строевого подразделения или дежурного, по возможности приняв меры к отводу таких транспортных средств с проезжей части.
При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 9). До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
а) знакомить их с особенностями обстановки в районе поста, маршрута патрулирования;
б) оказывать помощь при выявлении правонарушителей.
13.24. Пост или маршрут патрулирования сотрудник ДПС оставляет только с разрешения или по указанию командира строевого подразделения, его заместителей и дежурной части в случаях:
а) принятия неотложных мер по устранению помех и опасностей в движении на соседних участках;
б) задержания и доставления в дежурную часть лиц, допустивших нарушения правила дорожного движения или общественного порядка, либо совершивших преступления или административные правонарушения;
в) доставления задержанных транспортных средств к месту хранения;
г) оказания содействия в выполнении служебных обязанностей другим нарядам милиции, работникам Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также общественных формирований;
д) преследования лиц, совершивших правонарушение;
е) оказания помощи пострадавшим при ДТП, несчастных случаях и др.;
ж) охраны места происшествия;
з) принятия мер к ликвидации пожара и последствий стихийных бедствий;
и) внезапного заболевания;
к) принятия пищи в установленное время.
13.25. Во время несения службы на патрульном транспорте запрещается:
а) перевозить посторонних граждан и грузы, а также оставлять патрульный транспорт без присмотра.
б) превышать установленную скорость движения, самовольно отклоняться от назначенного маршрута и изменять порядок несения службы, если это не вызывается служебной необходимостью;
в) передавать кому бы то ни было управление патрульным транспортом
г) оставлять без присмотра в патрульном транспорте задержанных лиц.
14.2. В целях наиболее эффективной эксплуатации средств измерения руководитель подразделения должен анализировать результаты их применения сотрудниками ДПС, влияние использования приборов при надзоре за дорожным движением на состояние дисциплины водителей. С учетом интенсивности транспортных потоков и дорожных условий он должен определять ежедневную расстановку инспекторского состава, которому выданы средства измерения, обеспечивая применение приборов, как правило, в две смены.
14.3. К работе со специальными техническими средствами допускается инспекторский состав ДПС, изучивший инструкции по эксплуатации и сдавший зачеты по правилам их применения.
При непосредственном получении сообщения о происшествии сотрудник ДПС обязан внимательно выслушать заявителя и зафиксировать:
а) фамилию, имя, отчество, адрес и номер телефона лица, сообщившего о происшествии;
б) место, время, вид и обстоятельства происшествия;
в) сведения о пострадавших;
г) сведения об оказании пострадавшим медицинской помощи;
д) в какие лечебные учреждения и кем направлены пострадавшие;
е) тип, марку, цвет и государственные регистрационные знаки транспортных средств, на которых были отправлены пострадавшие;
ж) сведения о транспортных средствах, причастных к данному происшествию.
15.2.2. Устанавливает водителей, транспортные средства которых участвовали в происшествии, и других причастных к нему лиц, изымает в установленном порядке водительские документы у участников происшествия.
15.2.4. Выявляет свидетелей происшествия и записывает их данные.
Полученные при осмотре места происшествия и опросе свидетелей данные о скрывшемся транспортом средстве и водителе сотрудник ДПС немедленно докладывает дежурному строевого подразделения или органа внутренних дел, в дальнейшем действует в соответствии с их указаниями.
15.4. Прибыв на место происшествия с участием транспортного средства, перевозящего опасные грузы, или место его вынужденной остановки сотрудник ДПС обязан:
15.4.4. В случае невозможности установления опасных свойств перевозимых грузов перекрыть движение на дороге на расстоянии не менее 300 метров от места происшествия и не допускать к месту происшествия посторонних лиц.
16.2. При несении службы на постах и маршрутах патрулирования сотрудник ДПС останавливает транспортные средства, сходные по марке, цвету и характерным приметам с находящимися в розыске, сверяет тип, модель, государственный регистрационный знак, идентификационный номер, номера шасси (рамы), кузова и двигателя с данными, записанными в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации, техническом паспорте, талоне, паспорте транспортного средства) и через дежурную часть подразделений органов внутренних дел или имеющимся в наличии автоматизированным информационно-поисковым системам проверяет по учетам разыскиваемых транспортных средств, распределенной и утраченной спецпродукции реквизиты проверяемых номерных агрегатов и регистрационных документов.
См. Инструкцию по розыску автомототранспортных средств, утвержденную приказом МВД РФ от 17 февраля 1994 г. N 58
17.1. На сотрудников ДПС, задействованных в наряд на стационарных постах ДПС, возлагается:
17.1.6. Оказание содействия водителям транспортных средств при остановке на ночь в зоне поста;
18.1. Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.
В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость.
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
Замечания нарушителям, имеющих при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.
С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.
Документы, приобщаемые к составленным материалам, принимаются без обложек.
18.8. При привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации сотрудник ДПС разъясняет нарушителю права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сотрудникам ДПС при несении службы запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности.
18.11. В случаях необходимости сотрудники ДПС обязаны оказывать содействие гражданам:
18.11.3. В разъяснении специфики поведения и проезда по территории обслуживаемого маршрута.
19.2. При осуществлении надзора за дорожным движением сотрудники ДПС должны руководствоваться следующим:
19.2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации требуются специальные разрешения.
19.2.2. Иностранные граждане и лица без гражданства, передвигающиеся в пределах Российской Федерации на автомобилях, должны иметь при себе:
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации: визу; миграционную карту;
б) документы на право управления автомобилем - международное или национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении, принятой 8 ноября 1968 г. в Вене на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г., либо удостоверение, выданное подразделениями ГИБДД МВД, ГУВД, УВД;
в) регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации - разрешение таможенных органов;
разрешение и другие документы, которые в соответствии с международными соглашениями и договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок.
Примечания: 1. Личные и служебные транспортные средства иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию на срок до 6 месяцев, подлежат постановке на учет в таможенных органах Российской Федерации, а ввозимые на срок более 6 месяцев - регистрируются в подразделениях ГИБДД с заменой национальных номерных знаков.
2. Международные водительские удостоверения, а также национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении при наличии заверенного их перевода, действительны на территории Российской Федерации.
20.1.3. Избегать нахождения на скользких участках дорожного покрытия.
20.2. Не рекомендуется стоять перед или позади остановленного транспортного средства.
Досмотр транспортного средства следует проводить после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль одним из сотрудников наряда.
20.5. При вынужденном отклонении от предписанного маршрута патрулирования или длительном оставлении поста сотрудник ДПС в обязательном порядке докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения, а при отсутствии такой возможности - на ближайший пост.
21.1. При осложнении оперативной обстановки, связанной с введением режима чрезвычайного положения, деятельность подразделений ГИБДД осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении"*(9), Законом Российской Федерации "О милиции", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также комендантов регионов.
При введении режима чрезвычайного положения силы и средства подразделений ДПС переходят в подчинение оперативных штабов МВД, ГУВД, УВД.
В условиях возникновения экстремальных ситуаций выполнение дополнительных задач по надзору за дорожным движением возлагается на наряды контрольно-пропускных пунктов.
21.2. Обеспечение безопасности движения и общественного порядка при проведении массовых мероприятий и обеспечении режима чрезвычайного положения осуществляется ДПС в соответствии с Уставом патрульно-постовой службы милиции и на основании специальных планов МВД, ГУВД, УВД, ОВД. Расстановка сил и средств ДПС при проведении запланированных мероприятий производится руководством строевых подразделений (начальником ГИБДД горрайоргана внутренних дел).
В этих условиях основное внимание уделяется вопросам:
а) оперативного развертывания и оборудования контрольно-пропускных пунктов для обеспечения режима чрезвычайного положения, выставления на них сотрудников милиции и организации взаимодействия с нарядами внутренних войск;
б) организации работы временных стоянок для задержанных транспортных средств и определения порядка их хранения;
в) разработки новых схем организации движения транспортных средств.
21.4. На предусмотренных дислокацией постах и маршрутах патрулирования сотрудник ДПС:
21.7. При осложнениях в дорожном движении, возникших в результате стихийных бедствий, сотрудник ДПС докладывает об этом дежурному, принимает меры к оповещению водителей об опасности. В случае необходимости временно ограничивает или запрещает движение, направляет транспортные средства в объезд опасного участка, организует оказание помощи пострадавшим.
22.1. Контрольно-пропускные пункты предназначены для обеспечения пропускного режима (ограничения, регулирования движения и досмотра транспортных средств), поддержания правопорядка и общественной безопасности, пресечения противоправных действий и задержания правонарушителей. Кроме того, наряды контрольно-пропускных пунктов могут быть задействованы для обеспечения особого режима въезда на определенную территорию и выезда из нее, поддержания режима чрезвычайного положения и проведения специальных операций.
При дежурных частях подразделений ДПС формируются штабные группы, которые осуществляют накопление, обобщение и анализ сведений, поступающих от нарядов контрольно-пропускных пунктов и патрульных групп; подготовку оперативных сводок и иной информации; оценку организации дорожного движения в сложившейся обстановке; оперативную проверку сведений о принадлежности транспортных средств и их владельцах, о лицах, подозреваемых в совершении преступлений и нарушении общественного порядка.
Утратил силу.
Исключена.
30. Контроль за работой сотрудников ДПС на постах и маршрутах патрулирования осуществляется путем проведения гласных и негласных (скрытых) проверок руководством строевого подразделения, сотрудниками подразделений ГИБДД либо по указанию руководства МВД, ГУВД, УВД, ОВД - сотрудниками других служб.
Проверяющие должны знать задачи, стоящие перед службой, порядок ее организации и несения, а также оперативную обстановку в зоне подлежащего проверке поста или на маршруте патрулирования.
Проверяющий обязан представиться, предъявить служебное удостоверение и предписание на право проверки. О прибытии проверяющего сотрудники немедленно докладывают в дежурную часть.
31.5. Наличие, исправность и внешний вид закрепленного патрульного транспорта.
31.6. Умение пользоваться специальными техническими средствами.
31.7. Организацию и эффективность работы сотрудника на посту или маршруте патрулирования.
31.9. Умение обеспечить регулирование дорожного движения с помощью жестов и технических средств.
31.10. Умение действовать в условиях сложной дорожной и оперативной обстановки.
31.11. Качество оформления административных материалов.
Для фиксации результатов негласной проверки могут быть использованы технические средства.
36. В ходе негласной проверки осуществляется контроль:
36.1. Соблюдения сотрудниками ДПС законности.
36.2. Порядок взаимоотношений с участниками дорожного движения.
41.1. Работа дежурной смены и каждого сотрудника оценивается по следующим основным направлениям:
41.1.1. Соблюдение законности.
41.1.3. Организационное обеспечение раскрытия преступлений по "горячим следам".
41.1.4. Оперативное обеспечение руководства силами и средствами, задействованными в наряд.
41.1.5. Качество приема, обработки и передачи розыскной и управленческой информации.
41.1.6. Своевременность учета поступающих сообщений, заявлений о преступлениях и происшествиях.
41.1.7. Правильность ведения служебной документации.
41.1.8. Законность и обоснованность принимаемых решений по результатам обращений граждан.
41.1.9. Эффективность использования технических средств.
41.1.11. Культура обращения с гражданами и сотрудниками органов внутренних дел.
41.1.13. Наличие обоснованных жалоб на действия нарядов дежурной части.
42.1. Работа сотрудников ДПС учитывается и ведется командиром взвода или старшим группы.
42.2. Деятельность по надзору за дорожным движением ежемесячно и ежеквартально обобщается и анализируется командиром строевого подразделения. Результаты доводятся до сведения сотрудников ДПС на оперативных совещаниях, инструктажах, а также освещаются на стендах в служебном помещении.
42.3.2. Состояние аварийности на обслуживаемой территории.
42.3.3. Профессионализм действий при осложнении дорожно-транспортной обстановки.
42.3.4. Умение регулировать дорожное движение с помощью жестов.
42.3.7. Качество оформления материалов об административных правонарушениях.
42.3.8. Дисциплинированность, культура поведения в обращении с гражданами.
42.3.9. Количество поступивших на сотрудника обоснованных жалоб.
42.3.11. Служебная и физическая подготовка.
42.3.12. Строевая выправка, внешний вид.
43.1. Деятельность строевого подразделения оценивается по следующим направлениям:
43.1.1. Характеристика обстановки с безопасностью дорожного движения на обслуживаемой территории.
43.1.2. Контроль за соблюдением установленных требований участниками дорожного движения.
43.1.3. Исполнение решений о наложении административных взысканий.
43.1.4. Участие в борьбе с преступностью и охране общественного порядка.
43.1.5. Состояние дисциплины и соблюдение законности сотрудниками строевого подразделения.
43.1.6. Готовность к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях.
43.1.7. Отношение населения к деятельности строевого подразделения.
43.1.9. Направленность административно-правовой деятельности на предупреждение ДТП.
_____________________________
*(1) Далее - "ДПС".
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.4873.
*(6) Утверждены Постановлением Правительства Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст.4531).
*(7) Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 25, ст.2897).
*(8) Утвержден приказом МВД России от 18 января 1993 г. N 17 (зарегистрирован в Минюсте России 9 марта 1993 г., регистрационный N 175).
*(10) Утверждено приказом МВД России от 6 июля 1995 г. N 260 "О мерах по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения" (зарегистрирован в Минюсте России 19 июля 1995 г., регистрационный N 906).
|
|
|
|