(Извлечение)
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом (далее -
аварийность), в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с
несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и
государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью
функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и
крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В
2004 году произошло свыше 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в
которых погибли 34,5 тыс. человек. По сравнению с 1997 годом число погибших
возросло на 27,8 процента. Всего за последние 10 лет в результате
дорожно-транспортных происшествий погибли 312,5 тыс. человек, из которых
более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста
(26 - 40 лет).
Коренной перелом в состоянии аварийности произошел после 2000 года. Рост
основных показателей аварийности в 2001 - 2004 годах по отношению к
1 проценту роста количества транспортных средств составил:
по
дорожно-транспортным происшествиям - 3,6 процента;
по
количеству лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, -
2,7 процента;
по
количеству лиц, получивших ранения в результате дорожно-транспортных
происшествий, - 4,5 процента.
Начиная с 2000 года устойчиво растут такие относительные показатели
аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных
происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество
лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на
100 тыс. населения (социальный риск). В 2004 году они достигли своего
максимума (более 10 и свыше 24 лиц, погибших в результате
дорожно-транспортных происшествий, соответственно).
Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный
ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2 - 2,6 процента валового
внутреннего продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в
том числе в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. рублей).
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются наезд
на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, а также
столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных
происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской
Федерации водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий
связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на
полосу встречного движения регистрируется около 13 процентов
дорожно-транспортных происшествий. Каждое восьмое дорожно-транспортное
происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое
седьмое - не имевший права на управление транспортным средством.
Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств,
принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает
80 процентов всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями
требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного
движения являются пешеходы. За последние 8 лет количество пешеходов,
погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, увеличилось на
треть. Всего за этот период погибли свыше 100 тыс. и ранены свыше
500 тыс. пешеходов.
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему
ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
постоянно возрастающая мобильность населения;
уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным
транспортом;
нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и
протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные
транспортные потоки.
Так, современный уровень обеспечения автомобилями в городах уже превысил
200 штук на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура
соответствует уровню 60 - 100 штук на 1 тыс. жителей.
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного
движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов,
расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий.
В настоящее время в городах и населенных пунктах происходит более
70 процентов всех дорожно-транспортных происшествий. Темпы увеличения
количества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий
в городах, опережают темпы увеличения количества дорожно-транспортных
происшествий. Почти 60 процентов дорожно-транспортных происшествий в городах
приходится на столицы и административные центры субъектов Российской
Федерации.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма
показывает, что происходит постепенное увеличение количества
дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие
получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная
организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в
результате таких дорожно-транспортных происшествий, является одной из
основных причин их высокой смертности. Общая смертность указанных лиц в
12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев,
инвалидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз
чаще.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения
безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной
государственной стратегии, координации усилий государства и общества,
концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также
формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных
институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете
интересов граждан.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без
применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной
комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий
федеральных органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при
осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного
движения.
В
ряде нормативных правовых актов дублируются функции федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления. Некоторые сферы общественных
отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения не
урегулированы. Нормы Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях не обеспечивают в полной мере функцию предупреждения
правонарушений. Кроме того, отдельные положения законодательства Российской
Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения не
согласуются с нормами международных договоров, участницей которых является
Российская Федерация.
Сложившееся положение дел усугубляется неэффективным использованием реальных
рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области
обеспечения безопасности дорожного движения. Меры, принимаемые субъектами
Российской Федерации, не носят целенаправленного характера, не подчинены
единой задаче и, как следствие, не могут коренным образом изменить
существующие негативные тенденции в этой области. Кроме того, в условиях
дотационности большинства субъектов Российской Федерации и их значительных
социальных обязательств существенно снижаются возможности для решения задач
по обеспечению безопасности дорожного движения.
В
России фактически отсутствует система организационно-планировочных и
инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения
транспорта и пешеходов в городах (регламентация скоростных режимов, введение
одностороннего движения и т.д.). Реализуемые мероприятия носят эпизодический
характер. Не определены полномочия федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, связанные с проведением указанных
мероприятий. Поэтому в городах постоянно возникают заторы, существенно
затрудняющие и ограничивающие дорожное движение.
Система организации прибытия на место дорожно-транспортного происшествия и
оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного
происшествия, неэффективна. Так, по данным Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации, доля лиц, погибших до прибытия в
лечебное учреждение, составляет 55 процентов общего количества лиц, погибших
вследствие дорожно-транспортных происшествий.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения
с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения
осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим
правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за
совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям
дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания
участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных
происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по
предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности
дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода
характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению, что
определяется следующими факторами:
высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных
происшествий (в том числе детский травматизм). При этом в 2012 году
ожидается увеличение количества лиц, погибших в результате
дорожно-транспортных происшествий, до 38 - 40 тыс. человек и количества
дорожно-транспортных происшествий до 212 тысяч;
значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40
лет) среди лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
продолжающееся ухудшение условий дорожного движения в городах;
низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Ожидаемые показатели аварийности в условиях отсутствия программно-целевого
метода приведены в приложении N 1.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена
следующими причинами:
социально-экономическая острота проблемы;
межотраслевой и межведомственный характер проблемы;
необходимость привлечения к решению проблемы федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и общественных институтов.
Без государственной поддержки на федеральном уровне в сложившихся условиях
субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не в состоянии
эффективно удовлетворить жизненную потребность в безопасности проживающего
на их территории населения.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
развитие и использование научного потенциала при исследовании причин
возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также формирование основ
и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и
снижения тяжести их последствий;
координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения;
реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера,
снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и
количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению проблемы
повышения безопасности дорожного движения сопряжено с определенными рисками.
Так, в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в
достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных
мероприятий Программы на ситуацию в сфере аварийности их ожидаемой
эффективности, обусловленного использованием новых подходов к решению задач
в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также недостаточной
скоординированностью деятельности исполнителей Программы на начальных
стадиях ее реализации.
В
целях управления указанным риском в процессе реализации Программы
предусматриваются:
создание эффективной системы управления на основе четкого распределения
функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы;
мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и при необходимости
ежегодная корректировка и ранжирование индикаторов и показателей, а также
мероприятий Программы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов
достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.
II. Основные
цели и задачи Программы
Целью Программы является сокращение количества лиц,
погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,5 раза в
2012 году по сравнению с 2004 годом. Это позволит Российской Федерации
приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для
стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности
и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.
Ожидаемая динамика достижения показателей Программы приведена в приложении N 2.
Условиями достижения целей Программы является решение следующих задач:
предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном
движении;
сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;
сокращение времени прибытия соответствующих служб на место
дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности
по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных
происшествий;
повышение уровня безопасности транспортных средств;
повышение эффективности функционирования системы государственного управления
в области обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном,
региональном и местном уровнях управления;
совершенствование правовых основ деятельности федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления в области обеспечения безопасности
дорожного движения, исключение пробелов и противоречий в регламентации
общественных отношений в указанной сфере.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 7 лет
(2006 - 2012 годы) в 2 этапа.
На
I этапе (2006 - 2007 годы) планируется осуществление следующих
первоочередных мероприятий:
создание системы пропагандистского воздействия на население с целью
формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного
движения;
проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у
участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения;
обеспечение вовлечения в профилактическую работу институтов гражданского
общества;
совершенствование системы лицензирования в сфере подготовки водителей,
разработка правовой основы контроля за осуществлением гражданами
самостоятельной подготовки для получения права на управление транспортными
средствами категорий "А" и "В";
проработка нормативно-правовых и организационных аспектов внедрения
комиссионного принципа приема квалификационных экзаменов у кандидатов на
получение права на управление транспортным средством;
подготовка предложений по введению в отношении автошкол механизмов,
позволяющих повысить качество подготовки водителей;
подготовка предложений об изменении возрастных ограничений при решении
вопроса о допуске граждан к управлению транспортными средствами;
создание федеральной информационной базы данных о водителях транспортных
средств, привлеченных к административной ответственности за нарушение Правил
дорожного движения Российской Федерации;
повышение уровня активной и пассивной безопасности транспортных средств;
усиление контроля за наличием, исправностью и применением средств
безопасности;
повышение профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, активное
внедрение детских удерживающих устройств;
реализация пилотных проектов замены постов дорожно-патрульной службы
техническими автоматическими системами контроля за соблюдением участниками
дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации и
применения вертолетов для ускорения прибытия на место дорожно-транспортного
происшествия;
техническое перевооружение Государственной инспекции безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
значительное увеличение объемов работ по организации движения транспорта и
пешеходов, в том числе ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных
происшествий;
предотвращение дорожных заторов, оптимизация скоростных режимов движения на
участках улично-дорожной сети, организация стоянок транспортных средств,
применение современных инженерных схем организации дорожного движения,
современных технических средств (светофоров, дорожных знаков, разметки и
т.д.) и автоматизированных систем управления движением;
строительство и обустройство подземных и надземных пешеходных переходов;
расширение объема работ по строительству современных автодромов для
подготовки водителей, решение вопросов выделения земельных участков для их
строительства;
совершенствование механизма оперативного доведения информации о
дорожно-транспортных происшествиях до дежурных служб, участвующих в
ликвидации их последствий, введение единого федерального номера для вызова
указанных служб на место дорожно-транспортного происшествия;
внедрение регламента взаимодействия дежурных служб на месте
дорожно-транспортного происшествия;
разработка организационных и правовых основ оказания первичной медицинской
помощи лицам, пострадавшим на месте дорожно-транспортного происшествия, и
обучение этому работников служб, участвующих в проведении работ на месте
дорожно-транспортного происшествия, а также участников дорожного движения;
оснащение стационарных постов дорожно-патрульной службы Государственной
инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел
Российской Федерации средствами оказания первичной медицинской помощи;
проведение системных исследований, направленных на выявление закономерностей
возникновения дорожно-транспортных происшествий, их влияния на
социально-экономическое развитие страны, обоснование приоритетных
направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижение
тяжести их последствий;
построение оптимальных моделей управления системой безопасности дорожного
движения на федеральном, региональном и местном уровнях;
проведение работ по совершенствованию нормативных правовых актов в области
обеспечения безопасности дорожного движения;
разработка правовых и организационных механизмов повышения роли
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев
транспортных средств в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного
движения;
мониторинг динамики дорожно-транспортного травматизма, общественного мнения
по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий
Программы.
На
II этапе (2008 - 2012 годы) предусматривается реализация следующих
мероприятий:
дальнейшее увеличение объема работ по организации движения транспорта и
пешеходов, в том числе внедрение комплексных схем и проектов организации
дорожного движения, управления движением магистрального, районного и
общегородского значения;
расширение объема работ по строительству подземных и надземных пешеходных
переходов;
продолжение работ по созданию современных технических средств и систем
нового поколения для переоснащения Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
продолжение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у
участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного
поведения;
повышение роли общественных объединений и организаций в проведении
профилактических мероприятий;
совершенствование работ по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма;
совершенствование форм и методов контроля и надзора за соблюдением
участниками дорожного движения установленных нормативов и правил;
совершенствование форм и методов международного взаимодействия в сфере
обеспечения безопасности дорожного движения;
продолжение мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма,
общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и
реализации мероприятий Программы.
|