Согласовано
29 мая 1998 г. Приложение 1
"Утверждаю" Руководитель органа управления - балансодержатель дороги _________________________ Ф.И.О. подпись ________________________________ дата
Акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП
Место совершения ДТП: Республика ______________________________________________________________ Край ____________________________________________________________________ Область _________________________________________________________________ Район ___________________________________________________________________ Название дороги _________________________________________________________ Значение дороги _________________________________________________________ Расстояние км + м _______________________________________________________ Владелец дороги (балансодержатель) ______________________________________ Дорожная организация, осуществляющая содержание дороги_______________________________________________________ Дата и время совершения ДТП ____________________________________________ Вид ДТП ________________________________________________________________
Дорожные условия в месте совершения ДТП (дать описание дорожных условий, сопутствующих ДТП, отмеченных в акте Госавтоинспекции осмотра места ДТП. При необходимости провести инструментальную оценку характеристик дорожных условий)
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Подписи лиц, участвовавших в обследовании дорожных условий:
Представитель дорожно- эксплуатационной организации ___________________________________________ (должность, Ф.И.О., подпись)
Представитель Госавтоинспекции ______________________ __________________
Представители других организаций (указать организации) __________________________________________________
Дата составления _______________________________________________________ Приложение 2
Определение характеристик дорожных условий, сопутствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий1. Неровное покрытие - покрытие, ровность которого не соответствует требованиям, представленным в табл. П 4.1. (ГОСТ Р 50597-93).
┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐ │ Группа дорог по их │ Состояние покрытия по ровности │ │ транспортно- ├────────────────────────┬───────────────────────┤ │ эксплуатационным │ Показатель ровности по │Число просветов под 3-х│ │ характеристикам │прибору ПКРС-2, см/км не│ метровой рейкой, % не │ │ │ более: │ более: │ ├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤ │ А │ 660 │ 7 │ ├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤ │ Б │ 860 │ 9 │ ├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤ │ В │ 1200 │ 14 │ ├──────────────────────┴────────────────────────┴───────────────────────┤ │Примечание. Число просветов подсчитывается по значениям, превышающим│ │указанные в СНиП 3.06.03-85 │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Показатели ровности, полученные при измерении другими приборами, должны быть скоррелированы с показателями, представленными в табл. П 4.1. Для переходного типа покрытий неровным считается покрытие, показатель ровности которого составляет более 340 см/км по толчкомеру ТХК-2. 2. Дефекты покрытия - повреждения покрытия проезжей части (просадки, выбоины, иные повреждения), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и превышающие предельно допустимые, приведенные в табл. П 4.2 (ГОСТ Р 50597-93).
┌──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐ │ Группа дорог по их │Повреждения на 1000 м2 покрытия, м2 │ │ транспортно-эксплуатационным │ не более: │ │ характеристикам │ │ ├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │ А │ 0,3 (1,5) │ │ Б │ 1,5 (3,5) │ │ В │ 2,5 (7,0) │ ├──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤ │Примечания: │ │1. В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода. │ │2. Группа А - автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000│ │ авт/сут, в населенных пунктах - магистральные дороги скоростного│ │ движения. │ │3. Группа Б - автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000│ │ авт/сут до 3000 авт/сут, в населенных пунктах - магистральные дороги│ │ регулируемого движения. │ │4. Группа В - автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000│ │ авт/сут, в населенных пунктах - дороги местного значения. │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Предельные размеры отдельных повреждений (просадок, выбоин и т.п.) не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Величина коэффициента сцепления разметки должна составлять не менее 0,75 величины коэффициента сцепления покрытия (ГОСТ Р 50597-93). На переходных типах покрытия величина коэффициента сцепления не нормируется. Предельно допустимые повреждения укрепительных полос на обочинах приведены в табл. П 4.2. Повреждения грунтовых обочин не должны превышать значений, приведенных в таблице П 4.3.
┌──────────────────────┬────────────────────────┬───────────────────────┐ │ Группа дорог по их │ Повреждения на 1000 м2 │ Глубина повреждений, │ │ транспортно- │ покрытия, м2, не более │ см, не более │ │ эксплуатационным │ │ │ │ характеристикам │ │ │ ├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤ │ А │ 5,0 │ 5,0 │ │ Б │ 7,0 │ 7,0 │ │ В │ 15,0 │ 10,0 │ └──────────────────────┴────────────────────────┴───────────────────────┘ 5. Обочина занижена по отношению к проезжей части - уровень обочины ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см (ГОСТ Р 50597-93). 7. Плохая видимость светофора - сигналы светофора и символы на светофильтрах (линзах - рассеивателях) распознаются с расстояния менее 50 м, а также имеются следующие дефекты: - отражатель имеет разрушения и коррозию, вызывающие появление зон пониженной яркости, различимых с расстояния 50 м; - рассеиватель имеет трещины и сколы; - в процессе эксплуатации сила света сигнала светофора в осевом направлении снизилась более чем на 30% от значений, установленных по ГОСТ 25695. - на участках дорог в пределах населенных пунктов; - на подходах к населенным пунктам при расчетной интенсивности движения 4000 прив. ед/сут и более. Освещение следует считать недостаточным также в следующих случаях (ГОСТ Р 50597-93): - наружные осветительные установки не включены в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности и до 20 лк, или отключены - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк; - доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, составляет менее 95%; - неработающие светильники расположены подряд, один за другим; - частичное (до 50%) отключение наружного освещения произведено в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов составляет более 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - более 50 ед/ч. 17. Сужение проезжей части (снег, строительные материалы и пр.) - на проезжей части, разделительной полосе или обочинах находятся строительные материалы, конструкции и другие посторонние предметы или ширина полностью очищенной от снега проезжей части менее значений, представленных в табл. П 4.4 (ВСН 24-88).
┌──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐ │ Группа дорог по их │ Минимальная ширина полностью │ │ транспортно-эксплуатационным │ очищенной поверхности проезжей │ │ характеристикам │ части, м │ ├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │ А │ 7,0-7,5 │ │ Б │ 7,0 │ │ В │ 6,0 │ └──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘ 18. Наличие снежных валов - имеются снежные валы на следующих участках проезжей части дорог и тротуаров (ГОСТ 50597-93): - на пересечениях всех дорог в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; - ближе 5 м от пешеходного перехода; - ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта; - на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; - на тротуарах (учитывается при ДТП с пешеходами). Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие. Для дорожных знаков со световозвращающей поверхностью в процессе их эксплуатации допускается снижение удельного коэффициента силы света (кд х лк(-1) х м(-2)) до следующих значений:. для белого цвета - не менее 35, для желтого - не менее 20, для красного - не менее 6, для зеленого - не менее 4, для синего - не менее 2. Средняя яркость элементов изображения дорожных знаков с внутренним освещением (кд х м(-2)) не должна быть меньше следующих значений: для белого и желтого цветов - 90, для зеленого - 20, для красного - 10, для синего - 5. Яркость элементов черного цвета не должна превышать 4 кд х м(-2). 23. Плохая различимость горизонтальной дорожной разметки - износ дорожной разметки по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и 25% - термопластичными массами (ГОСТ Р 50597-93). Коэффициент яркости дорожной разметки должен быть не менее значений, приведенных в табл. П 4.5:
┌───────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐ │ Цвет │ Коэффициент яркости разметки, % │ │ ├───────────────────────┬───────────────────────┤ │ │ Из обычных │ Из лакокрасочных и │ │ │ лакокрасочных │ термопластичных │ │ │ материалов и │ материалов со │ │ │ термопластичных │ световозвращающими │ │ │ материалов │ свойствами │ ├───────────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────┤ │ Белый │ 48 │ 28 │ │ Желтый │ 29 │ 21 │ └───────────────────────┴───────────────────────┴───────────────────────┘ 24. Ограниченная видимость - видимость в плане, профиле и на пересечениях не соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85. Минимально-допустимые расстояния видимости поверхности дороги на кривых в плане должны соответствовать значениям, представленным в табл. П 4.6.
┌────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Радиус │ Расстояние видимости поверхности дороги при ширине │ │ кривой в │ проезжей части, м │ │ плане, м ├─────────────┬─────────────┬───────────────┬──────────────┤ │ │ 6,0 │ 7,0 │ 7,5 │ >9,0 │ ├────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ 100 │ 100 │ 115 │ 120 │ 130 │ ├────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ 150 │ 120 │ 140 │ 160 │ 180 │ ├────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ 200 │ 130 │ 160 │ 180 │ 200 │ ├────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ 250 │ 140 │ 170 │ 200 │ 240 │ ├────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ 300 │ 160 │ 190 │ 220 │ 250 │ ├────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ 400 │ 175 │ 220 │ 250 │ 250 │ ├────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ 500 │ 190 │ 240 │ 250 │ 250 │ ├────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ 600 │ 200 │ 250 │ 250 │ 250 │ ├────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ 800 │ 220 │ 250 │ 250 │ 250 │ ├────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┼──────────────┤ │ 1000 │ 250 │ 250 │ 250 │ 250 │ └────────────┴─────────────┴─────────────┴───────────────┴──────────────┘
В продольном профиле расстояние видимости встречного автомобиля не должно быть меньше величин, указанных в табл. 10 СНиП 2.05.02-85. Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I-III категорий и 15 м для дорог IV-V категорий. На пересечениях автомобильных дорог в одном уровне при отсутствии застройки должно быть обеспечено расстояние видимости в соответствии с требованиями действующих нормативных документов (ГОСТ Р 50597-93). - на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I-III категорий: в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогих I категории при интенсивности 50 прив. ед/сут и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах II и III категорий - при интенсивности 200 прив. ед/сут и более. - на транспортных развязках в разных уровнях - для съездов, примыкающих к дорогам I-III категорий, независимо от интенсивности движения. - на дорогах I-IV категорий - в местах расположения площадок для остановок автобусов и троллейбусов, а на дорогах I-III категорий также у автозаправочных станций и площадок для отдыха (у площадок, не совмещенных с другими сооружениями обслуживания, полосы разгона могут отсутствовать). - направляющие устройства; - световозвращающие элементы на ограждающих и направляющих устройствах (при ДТП в темное время суток); - не работает освещение в тумбах с внутренним освещением (при ДТП в темное время суток).
Примечание. Требования, изложенные в пунктах 1, 2, 3, относятся ко всем эксплуатируемым автомобильным дорогам общего пользования с цементобетонным покрытием, любым покрытием из битумоминеральных смесей и ко всем дорогам и улицам городов и других населенных пунктов. Приложение 3
Термины и определения
В настоящих Правилах используются следующие термины и определения. 3. Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды: К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством. Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.). Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием. Приложение 4
Форма 1
Сведения о дорожно-транспортных происшествиях на подведомственных дорогах (участке дороги)
Дорожная организация ____________________________________________________ Название и граница обслуживаемого участка дороги ____________________ км Начато __________________________________________________________________ Окончено ________________________________________________________________
┌─────┬──────────┬─────────┬─────────┬──────────┬─────────┬─────────────────┬──────────────────────┬───────────┬─────────┬─────────┐ │ N │ Дата и │ Дата и │ Место │ Вид │ Тип │ Последствия ДТП │ Дорожные условия, │ Дорожные │Принятые │ Дата │ │ п/п │ время │ время │происшес-│происшест-│транспор-│ │ сопутствующие │ условия, │ меры по │отправки │ │ │происшест-│получения│ твия │ вия │ тного │ │ возникновению ДТП │ явившиеся │профилак-│донесения│ │ │ вия │сообщения│ │ │средства │────────┬────────┼───────────┬──────────│ причиной │ тике │ о ДТП с │ │ │ │ о ДТП с │ │ │ │количес-│количес-│ вид │ краткое │ ДТП. Кем │ ДТП │ тяжкими │ │ │ │указанием│ │ │ │ тво │ тво │неудовлет- │ описание │установлено│ │последст-│ │ │ │источника│ │ │ │погибших│раненых │ворительных│неудовлет-│ │ │ виями │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ дорожных │воритель- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ условий │ ных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ дорожных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ условий │ │ │ │ ├─────┼──────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼────────┼────────┼───────────┼──────────┼───────────┼─────────┼─────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │ └─────┴──────────┴─────────┴─────────┴──────────┴─────────┴────────┴────────┴───────────┴──────────┴───────────┴─────────┴─────────┘
Примечания: 1. Заполняется организацией, осуществляющей содержание дороги (участка дороги). 2. Графы 9-12 заполняют только при регистрации сведений о ДТП, возникновению которых сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия. 3. Графа 11 заполняется после вынесения решения суда или органов дознания. Приложение 5
Состояние аварийности на подведомственной сети дорог
Дорожная организация ____________________________________________________ Период учета ____________________________________________________________ (квартал, полугодие, девять месяцев, год)
┌────────────┬───────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Значение │ Количество ДТП │ Число неудовлетворительных дорожных условий, отмеченных в ДТП-ДУ │ │ дорог ├─────┬─────────────┤ │ │ │всего│ в том числе │ │ │ │ │ ДТП-ДУ │ │ │ ├─────┼─────┬───────┼───┬───┬───┬───┬────┬───┬────┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬───┬───┬───┬───┬────┬───┬───┬───┬───┤ │ │ │всего│из них │01 │02 │03 │04 │ 05 │ 06│ 07 │08 │09 │10 │11 │12 │13 │14 │15 │16 │17 │ 18 │19 │20 │21 │22 │ 23 │24 │ _ │ _ │29 │ │ │ │ │завися-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │щие от │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │дорож- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │органи-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ заций │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼─────┼─────┼───────┼───┼───┼───┼───┼────┼───┼────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼───┼───┼───┼───┼────┼───┼───┼───┼───┤ │Федеральные:│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │а) магист- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ральные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │б) прочие, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ включая │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ подъезды │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Террито- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │риальные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────┴─────┴─────┴───────┴───┴───┴───┴───┴────┴───┴────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┴───┴───┴───┴───┴────┴───┴───┴───┴───┘
Примечания: 1. ДТП-ДУ - дорожно-транспортное происшествие, которому сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия. 2. В графах таблицы указать: в числителе - абсолютную величину показателя, в знаменателе - величину изменения показателя (с учетом знака изменения) в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. 3. Общее число зарегистрированных неудовлетворительных дорожных условий может превышать количество ДТП-ДУ, так как в учетной карточке ДТП ГАИ отмечается до трех видов дорожных условий, способствующих возникновению ДТП. 4. Цифрами в таблице обозначены следующие виды неудовлетворительных дорожных условий: 01 - неровное покрытие; 02 - дефекты покрытия; 03 - низкие сцепные качества покрытия; 04 - неудовлетворительное состояние обочин; 05 - обочина занижена по отношению к проезжей части; 06 - несоответствие габарита моста ширине проезжей части; 07 - плохая видимость светофора; 08 - неисправность светофора; 09 - отсутствие горизонтальной разметки; 10 - отсутствие вертикальной разметки; 11 - деревья (опоры) на обочине; 12 - наличие наружной рекламы; 13 - отсутствие тротуаров (пешеходных дорожек); 14 - отсутствие ограждений в необходимых местах; 15 - недостаточное освещение; 16 - неисправное освещение; 17 - сужение проезжей части (снег, строительные материалы и пр.); 18 - наличие снежных валов, ограничивающих видимость либо сужающих проезжую часть; 19 - отсутствие ограждений, сигнализации в местах работ; 20 - плохая видимость дорожных знаков; 21 - отсутствие дорожных знаков; 22 - неправильное применение дорожных знаков; 23 - плохая различимость горизонтальной дорожной разметки; 24 - ограниченная видимость; 25 - отсутствие переходно-скоростных полос; 26 - несоответствие параметров дороги ее категории; 27 - несоответствие ж/д переезда предъявляемым требованиям; 28 - неисправность переездной сигнализации; 29 - отсутствие направляющих устройств и световозвращающих элементов на них. Приложение 6
Анализ дорожно-транспортных происшествий на дорогах общего пользования1. Анализ условий и причин ДТП следует проводить для определения роли дорожных условий в их возникновении и для назначения мер по повышению безопасности движения в местах происшествий. Для анализа используют сведения о причинах и условиях ДТП, а также имеющиеся в дорожной организации данные о дорожных условиях на участках ДТП, собранные в ходе их диагностики. Дорожные организации проводят следующие основные виды анализа на автомобильных дорогах: - изучение условий и причин возникновения отдельных ДТП; - изучение распределения ДТП по протяжению дорог; - анализ аварийности на участках концентрации ДТП; - оценка общего состояния аварийности на обслуживаемой сети дорог. При изучении каждого ДТП, связанного с неудовлетворительными дорожными условиями, необходимо установить конкретные недостатки в содержании и инженерном обустройстве автомобильных дорог, способствовавшие его возникновению. Результатом анализа должны являться меры по устранению имеющихся недостатков. Исключение составляют случаи, когда устранение условий, способствовавших ДТП, не являются непосредственной функцией дорожных организаций (например, при происшествиях, связанных с отсутствием или неисправностью шлагбаума на железнодорожных переездах, неисправностью светофора и т.п.). В случаях, когда оперативно устранить причины ДТП в полном объеме невозможно, разрабатывают и осуществляют согласованные с Госавтоинспекцией мероприятия по организации движения и определяют перспективные меры (программы) по повышению безопасности движения на опасных участках, которые включают в план работ дорожных организаций. Участки концентрации ДТП выявляют с учетом интенсивности транспортных потоков путем анализа распределения аварийности по участкам с расчетной протяженностью и по годам анализируемого периода (рассматриваются участки дорог между двумя смежными километровыми столбами с фактическим расстоянием между ними). Для выявления участков концентрации ДТП необходима следующая исходная информация: - сведения о фактической аварийности за последние три года, включая данные о местоположении каждого ДТП с точностью до километра; - сведения о местоположении участков дорог в пределах населенных пунктов (включая населенные пункты сельского типа); - сведения об интенсивности движения за последние три года (как исключение допускается использовать данные за последний год). Участки концентрации ДТП выявляются на основе следующих показателей: - абсолютного количества ДТП, возникших на участке дороги расчетной протяженности; - коэффициента относительной аварийности, определяемого по формуле
a х 10 Z = ───────────────, (1) 365 х N х L х n
где а - число всех ДТП на участке дороги за последние три года; N - среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут.; L - фактическая длина участка дороги между соседними километровыми знаками 5.28; n - число лет, за которые суммируются данные по ДТП (n = 3).
К участкам концентрации ДТП на дорогах общего пользования относятся километровые участки, на которых минимальное количество ДТП за три года в зависимости от интенсивности движения соответствует указанному в табл. П 6.1, и значение коэффициента относительной аварийности составляет не менее 0,3 на участках вне населенных пунктов и не менее 0,4 - в пределах населенных пунктов.
┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐ │ Интенсивность │ Минимальное количество ДТП за три года на │ │ движения, авт./сут │ участках их концентрации │ │ ├────────────────────────┬───────────────────────┤ │ │ вне населенных пунктов │ в пределах населенных │ │ │ │ пунктов │ ├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤ │ менее 3 000 │ 5 │ 3 │ ├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤ │ 3000-5000 │ 3 │ 4 │ ├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤ │ 5000-13000 │ 4 │ 5 │ ├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤ │ 13000-17000 │ 5 │ 6 │ ├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤ │ 17000-19000 │ 5 │ 7 │ ├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤ │ 19000-21000 │ 6 │ 7 │ ├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤ │ более 21000 │ 7 │ 8 │ └──────────────────────┴────────────────────────┴───────────────────────┘
В случае рассмотрения участков протяженностью более 1,5-2,0 км определяется фактическая плотность ДТП на 1 км рассматриваемого участка. В зависимости от изменения числа ДТП за предыдущие три года, участки концентрации следует подразделять на три типа согласно табл. П 6.2.
┌───────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Тип участка │ Количество ДТП за последний год при среднем числе ДТП за три предыдущих года │ │ концентрации ├──────────┬────────────┬──────────┬───────────┬───────────┬──────────┬────────────┤ │ │ 1,0-1,20 │ 1,20-1,50 │1,50-2,20 │ 2,20-2,85 │ 2,85-3,20 │3,20-3,50 │ Свыше 3,50 │ ├───────────────┼──────────┼────────────┼──────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────────┤ │ Стабильный │ 1-2 │ 2 │ 2-3 │ 3-4 │ 3-5 │ 4-5 │ 4-6 │ ├───────────────┼──────────┼────────────┼──────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────────┤ │Прогрессирующий│ 3 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 6 │ 7 │ │ │ и более │ и более │ и более │ и более │ и более │ и более │ и более │ ├───────────────┼──────────┼────────────┼──────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────────┤ │ Затухающий │ 0 │ 1 │ 1 │ 2 │ 2 │ 3 │ 3 │ │ │ │ │ │ и менее │ и менее │ и менее │ и менее │ └───────────────┴──────────┴────────────┴──────────┴───────────┴───────────┴──────────┴────────────┘
I тип - стабильный, на котором число ежегодно возникающих ДТП существенно не меняется; II тип - прогрессирующий, на котором за последний год анализируемого периода имеется рост числа ДТП до значений, указанных в табл. П 6.2 по сравнению со средним наблюдающимся уровнем аварийности; III тип - затухающий, на котором за последний год имеется снижение числа ДТП по сравнению со средним наблюдавшимся уровнем аварийности в соответствии с табл. П 6.2. По степени опасности участки концентрации ДТП следует подразделять на малоопасные, опасные и очень опасные, используя для этого показатель типа участков и величину коэффициента относительной аварийности. Количественные критерии оценки участков по степени опасности представлены в табл. П 6.3.
┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Степень │ Значение показателей аварийности по участкам дорог │ │ опасности ├──────────────────────────────┬──────────────────────────┤ │ участка │ вне населенных пунктов │ в населенных пунктах │ │концентрации ├──────────────┬───────────────┼───────────┬──────────────┤ │ ДТП │ коэффициент │ тип участка │коэффициент│ тип участка │ │ │относительной │ концентрации │относитель-│ концентрации │ │ │ аварийности │ ДТП │ ной │ │ │ │ │ │аварийности│ │ ├─────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────┤ │ Мало │ 0,3-0,7 │ Стабильный │ 0,4-0,9 │ Стабильный │ │ опасный │ 0,3-1,5 │ Затухающий │ 0,4-1,8 │ Затухающий │ ├─────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────┤ │ Опасный │ 0,3-0,7 │Прогрессирующий│ 0,4-0,9 │Прогрессирую- │ │ │ │ │ │ щий │ │ │ 0,7-1,5 │ Стабильный │ 0,9-1,8 │ Стабильный │ │ │ >1,5 │ Затухающий │ >1,8 │ Затухающий │ ├─────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────┼──────────────┤ │ Очень │ >0,7 │Прогрессирующий│ >0,9 │Прогрессирую- │ │ опасный │ │ │ │ щий │ │ │ >1,5 │ Стабильный │ >1,8 │ Стабильный │ └─────────────┴──────────────┴───────────────┴───────────┴──────────────┘
Степень опасности участков концентрации ДТП должна учитываться в качестве одного из критериев при планировании мероприятий по повышению безопасности движения и использоваться при установлении очередности проведения дорожных работ. 3. Участки концентрации ДТП обозначают на линейных покилометровых графиках ДТП, которые дорожно-эксплуатационные организации составляют для каждой дороги в отдельности. На графики в виде условных обозначений наносят данные о ДТП, значения коэффициентов происшествий, а также сведения о проведенных мероприятиях по повышению безопасности движения. Рекомендуемая форма линейного графика ДТП с примером его заполнения приведена ниже (оформление граф 3-6 графика должно предусматривать возможность корректировки содержащихся в них сведений). Линейные графики ДТП составляют на все участки обслуживаемых дорог. В органах управления автомобильными дорогами допускается построение линейных графиков лишь для наиболее загруженных участков дорог с повышенным уровнем аварийности, автобусных маршрутов. Для федеральных дорог в органах управления дорогами необходимо иметь линейные графики на все их протяжение. Для более детального анализа аварийности линейные графики рекомендуют совмещать с сезонными графиками итогового коэффициента аварийности (построение сезонных графиков итогового коэффициента аварийности выполняют по методике, изложенной в ВСН 25-86), корректируемыми по мере проведения мероприятий, направленных на понижение итогового коэффициента.
4. Ежегодно для каждого участка концентрации ДТП с целью выявления причин его образования необходимо проводить анализ распределения происшествий по видам, времени суток и периодам года, учитывая причины и сопутствующие условия происшествий, зарегистрированные в журнале учета ДТП. В результате сопоставительного анализа количества ДТП в месте их концентрации и характера изменения эпюры сезонных графиков итогового коэффициента аварийности должны быть выявлены общие закономерности формирования аварийности на исследуемом участке. На основе имеющихся данных об условиях движения, а также непосредственного осмотра места концентрации ДТП, работники дорожно-эксплуатационных организаций назначают меры по снижению уровня аварийности. Исходными данными являются показатели, содержащиеся в таблице состояния аварийности, которую составляют по форме, указанной в приложении 3. Приведенные в ней значения позволяют количественно оценить состояние аварийности и основные тенденции ее изменения, связанные с дорожными условиями, на участках концентрации ДТП.
Комментарий ГАРАНТа По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение 5 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ
1 1 2 2 3
где a , a , а - относительная аварийность (в долях единицы) 1 2 3 соответственно: малоопасных, опасных и очень опасных участков; k , k - безразмерные коэффициенты приведения участков дорог с 1 2 различной степенью опасности к малоопасным участкам (k_1 = 2,2; k_2 = 4,0).
Оценка уровня обеспечения безопасности движения для дорог по результатам расчетов по формуле 2 определяется в соответствии с табл. П 6.4.
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐ │ Значение П │ Уровень безопасности движения на │ │ │ дороге │ ├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤ │ Менее 0,01 │ Высокий │ │ 0,01-0,07 │ Удовлетворительный │ │ 0,07-0,15 │ Низкий │ │ Свыше 0,15 │ Критический │ └───────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘
Полученная оценка может быть использована для оценки степени опасности дорог для движения и оценки деятельности дорожных организаций по обеспечению безопасности движения. Приложение 7
Извлечения из нормативных актов по вопросу учета дорожно-транспортных происшествий
Постановление Правительства РФ от 25 июня 1995 г. N 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий"
|
|
|
|
|