текст

Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

  ДТП: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?!

 

 

 

Опубликовано в журнале «Автомагазин», сентябрь 2000  г. [1]

Автор адвокат АХУНДЗЯНОВ С.С.

 

 

За период выхода на страницах нашего журнала рубрики «Юридическая консультация», веду­щих участниками специализиро­ванной программы «АвтоАдвокат», телефоны: (495) 671-53-72, 671-53-73, мы получили большое количество отзывов от читателей, смогли определить наиболее актуальные проблемы, то, с чем приходится чаще всего сталкиваться на дороге. И, в первую очередь, речь идет о дорожно-транспортном происшествии, которое для водителя всегда является неожиданностью.

Даже если человек не виноват в случившемся, он испытывает потрясение. Многие водители, впервые став участниками ДТП, не имея необходимых опыта и знаний, неправильно защищают себя и свои интересы, порой всту­пая в ненужные словесные перепалки, пытаясь доказать свою правоту, тем самым теряя не только время, но и возможность объективного, законного разбирательства по делу.

Знание водителем своих обя­занностей и прав поможет защите, основа которой начинает формироваться на месте происшествия. Правила дорожного движе­ния четко определяют конкрет­ные действия водителя после ДТП:

Автомобиль должен быть остановлен, его нельзя передвигать с места. Необходимо включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии 15 метров от автомобиля в населенных пунктах и 30 метров за городом.

Сразу на месте происшествия водитель обязан записать фамилии и адреса, телефоны очевидцев, свидетелей, возможно находящихся и в других автомобилях. Если в Вашем автомобиле есть пассажиры, попросите их оказать Вам такую помощь.

Если имеются пострадавшие, надо принять все меры для оказания им доврачебной медицинской помощи. Необходимо вызвать «Скорую медицинскую помощь», органы ГИБДД, используя все возможные способы (по телефону, через водителей других автомобилей, очевидцев, прохожих и т.д.).

В экстренных случаях направить пострадавших на попутном транспорте в ближайшее лечебное заведение. Если такой воз­можности нет, то пострадавшие доставляются участником ДТП на своем транспорте в медицинское учреждение. В больнице он сообщает свои данные, государственный номер автомобиля, предъявляет документы, удостоверяющие личность, и на автомобиль. После этого водитель обязан вернуться на место происшествия. Выполнив такие действия, водитель не будет обвинен в оставлении места дорожно-транспортного происшествия, преступлении, предусмотренном ст. 265 УК РФ. [2]

Водители могут уехать с места происшествия еще и в случае, когда нет пострадавших и они согласны с оценкой обстоятельств происшествия. Предварительно ими составляется схема, произво­дятся необходимые замеры. При этом в составляемых документах должны найти полное от­ражение все характеристики проезжей части, в том числе наличие дорожных знаков, светофора, регулирующих данный участок дороги, ее уклон, наличие выбоин (с указанием не только их длины и ширины, но и обязательно глубины), вид ее покрытия (асфальт, бетон и т.д.) и состояние (сухое, мокрое, грязное, покрыто льдом, заснеженная или местами с участками наледи и др.), размеры проезжей части и разметка на ней, какая её освещенность, наличие места столкновения (с указанием признаков, следов, а не про сто крестик на схеме) и следов торможений (должна быть обеспечена четкая их фиксация),

Схема должна быть ими подписана, по возможности и свидетелями, понятыми, очевидцами. Для оформления происшествия водители прибывают на ближайший пост ГИБДД. Иначе любой инспектор, увидев повреждения на вашей машине, может счесть именно этот автомобиль виновником только что совершенного по­близости другого происшествия со смертельным исходом, виновник которого скрылся с места ДТП и объявлен в розыск.

В случае невозможности орга­низовать объезд места аварии и необходимости освободить проезжую часть до прибытия инспектора ДПС, следует в присутствии понятых, свидетелей зафиксировать на схеме обстановку, положение автомобиля, пострадавших, следов и предметов, относящихся к делу.

Правильно составленный протокол и схема важны для дальнейшего разбирательства, в ходе которого может быть в последующем подтверждена невиновность водителя или утрачены важные доказательства виновности ваше­го оппонента.

Важным действием является определение непосредственного места столкновения, наезда. Их признаками служат осыпавшийся груз, грунт изпод подкрылков автомобиля, разбитые стекла, в том числе фар, зеркал, фрагменты краски и другие предметы. Они должны быть «привязаны» относительно элементов улицы или дороги (обочины, тротуара, пеше­ходного перехода, остановок проезжей части, дорожных знаков и т.д.). Обязательно контролируйте, от каких именно колес, задних или передних, сделаны измерения. При определении места столкновения или наезда тщательно проверяйте его отражение на схеме и связанные с этим изме рения. Обычно это место указывается крестом, делается соответствующая запись и подтверждаю­щие подписи участников ДТП. Оно может быть указано со слов участников, свидетелей, очевид­цев ДТП. Если на месте происше­ствия не обнаружено место столк­новения, наезда, то об этом делается соответствующая запись в протоколе и на схеме. Самостоятельно составляя эти документы, целесообразно использовать образцы, указанные в Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (с изменениями от 26 декабря 1994 года, 15 ап­реля 1996 года), введенной в действие Приказом МВД РФ от 23 марта 1993 г. № 130. [3] Согласно статьи 49 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, [4] доказательства, каким является и Протокол осмотра, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. Мы рекомендуем водителям иметь в своей машине образцы протокола и схемы (эти документы есть у всех ин­спекторов ДПС), а также рулетку или складной метр (недопустимы измерения на "глазок"  при разбирательстве ДТП эти данные не будут иметь юридической силы). Не лишними будут писчая и копировальная бумага, ручка. Это поможет Вам сделать копии необходимых документов, используя которые в последующем, специалист или адвокат даст Вам полезный совет. В соответствии со ст. 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (Права и обязанности лица, при­влекаемого к административной ответственности) и ст. 248 этого Кодекса [5] (Потерпевший) водитель вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката, также выписывать из материалов важные данные.

Имея фотоаппарат или видеокамеру (или попробуйте найти у присутствующих), следует сфотографировать место происшествия с четырех сторон, так как еще до прибытия инспектора ДПС место происшествия подвергается различным воздействиям (поток транспорта, пешеходов, атмосферные условия и т.п.), что может при­вести к уничтожению следов, из­менению обстановки. Необходимо принять меры к их сохранности (накрыть картоном, полиэтиленом, тканью, очертить мелом и т. д.). За­прещается перемещать предметы, уничтожать следы, имеющие отно­шение к происшествию.

Вы не должны быть пассивны­ми наблюдателями. Вы обязаны принимать личное участие во всех замерах при составлении протокола и схемы ДТП. Вы впра­ве требовать от инспектора ДПС фиксировать в протоколе все замечания по поводу следов, пред­метов и иных данных, имеющих значение для дела. В случае отка­за с его стороны по тем или иным причинам, рекомендуем корректно, спокойным тоном сообщить инспектору ДПС, что Вы вынуж­дены будете, подписывая прото­кол, указать на эти обстоятельства и факты, которые в нем не отражены. А также предупредите, что будете обжаловать его действия. Как показала практика, по­сле таких пояснений инспектор ДПС более подробно с Вашим участием описывает обстановку.

Вы также можете ходатайст­вовать о приобщении к протоколу осмотра ранее составленную вами схему, на которой расписались понятые, свидетели и очевидцы. Копию такой схемы или второй экземпляр с подписями, а также данные с измерениями, внесен­ными в протокол и схему, целесообразно сохранить у себя.

Как правило, инспектор ДПС на место происшествия приезжа­ет не сразу, поэтому у водителя есть время самому осмотреть по­врежденные автомобили, соста­вить предварительную опись по­вреждений. При таком осмотре не должно быть мелочей. Норматив­ноправовые документы, которы­ми руководствуются при осмотре, не разделяют повреждения на су­щественные или малозначитель­ные, они все подлежат описанию.

По возможности, откройте ка­пот и, если под ним имеются по­вреждения, то обязательно их за­фиксируйте. В каждом автомобиле желательно иметь фонарь, при по­мощи которого можно осветить нижнюю часть автомобиля и при наличии дефектов их описать.

Обязательным требованием является присутствие понятых с момента начала осмотра места происшествия, автомобилей и до его окончания. Их данные, в том числе паспортные, вносятся в про­токол (обязательно проверяйте соответствие паспортных данных с записью в протоколе). При отсут­ствии паспорта сведения о них вы­писываются из водительского удо­стоверения или иного документа.

Все эти несложные, но, как по­казывает практика, важные действия необходимо знать и выполнять. Это поможет Вам защитить себя и отстоять свои права. Чтобы правильно разобраться в ситуа­ции, надо всегда помнить: чем быстрее Вы получите квалифициро­ванную юридическую помощь, проконсультируетесь с адвока­том, тем меньше проблем Вам придется решать.

ПРОГРАММА "АВТОАДВОКАТ". Юридическая консульта­ция № 8 "РОСАР",[6] телефон/факс: (495) 671-53-72, 671-53-73.

 

 Одним из оснований для отмены или изменения приговора в кассационном или апелляционном порядке является несправедливость приговора. Если  гражданин  получил вступившее в законную силу решение суда,  с которым он не согласен, обращайтесь к нам,  и мы постараемся  помочь.

Осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законный представителям и представитель, а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы,  имеют право  на подачу  апелляционной, кассационной и надзорной жалобы  на  судебное  решение.

Опытный адвокат по ДТП  после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями подготовит апелляционную, кассационную,  надзорную жалобу на приговор или иное решение суда. 

Исходя из того, что Конституция Российской Федерации не определяет  процессуальный статус  и начальный момент   возникновения права на получение квалифицированной помощи, данное право должно обеспечиваться каждому гражданину на всех стадиях административного и уголовного судопроизводства.

По наиболее сложным делам можно обратиться  в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», специализирующуюся на этих вопросах, тел.: +7 (495) 772-08-31, + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-73, www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru.

 


[1] Материал подготовлен Юридической консультацией №8, правопреемником которой является Московская коллегия адвокатов «РОСАР».

[2] Утратила силу.

[3] Утратила силу.

[4] Утратила силу, в настоящее время применяется ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

[5] Утратила силу, в настоящее время применяются ст. 25.1 с ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[6] В настоящее время правопреемником Юридической консультацией №8 "РОСАР"  является Московская коллегия адвокатов «РОСАР».

 

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования