СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Авторы Программы, адвокаты по ДТП представляют одного из участников Программы «АВТО-АДВОКАТ», кандидата психологических наук Криворучко Сильвию Ивановну, специалиста в области психологии, имеющего стаж работы по специальности более 30 лет, в том числе, в НИИ общей и судебной психиатрии им. В.П.Сербского (в настоящее время Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского) - 19 лет. По нашей просьбе психолог С.И. Криворучко подготовила ряд материалов, которые будут полезны нашим пользователям.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЗА РУЛЕМ. ЗАМЕТКИ ПСИХОЛОГА
Материалы из журнала «Автомагазин», февраль 2004 г. Автор: кандидат психологических наук, психолог-консультант, участник Программы “АВТО-АДВОКАТ” КРИВОРУЧКО Сильвия Ивановна
Процесс вождения автомобиля можно условно представить как некую “групповую игру” по определенным правилам, где “призом” за успешную “игру” является сохранность транспортных средств, физическое и психическое здоровье и, в конечном итоге, человеческая жизнь. Большинство представителей сильного пола с детства мечтают “играть” в эту самую массовую, но небезопасную “игру”, ведомые техническими задатками интеллекта, реже – эгоистическим влечением “обскакать всех на своем мустанге”, и еще реже – разновидностью азарта, “скоростного” перемещения в пространстве. Эти свойства присущи и женской половине человечества, но, в количественном отношении, - меньшинству. Пространством для таких массовых “игр” служит дорога, а жесткими “условиями игры” - правила дорожного движения. Кроме того, как и во многих играх, в данной имеется “арбитр”, т.е. сотрудник ГАИ, который не обязательно присутствует физически, но доминирует в сознании каждого водителя. Показателем осознанности правил “игры” и, следовательно, следования им является то, в какой степени водитель согласовывает свои действия на дороге с другими участниками движения при отсутствии в поле зрения “арбитра”. Как Вы уже заметили, в этой “игре” отсутствует одна важная фигура – “капитан”. Его роль в данном случае выполняет каждый “игрок” индивидуально. Каждый водитель не зависимо от того профессионал он или “чайник” сам себе “капитан”. Важно отметить, что независимо от множества вышеперечисленных условий умение, талант, способности и объективные возможности участия в этой “игре” у каждого человека сугубо индивидуальные. Эти отличия и определяют эффективность участия каждого водителя в коллективной “игре”, где его действия взаимосвязаны с действиями других “игроков”, с одной стороны, и правилами (или “арбитром”), с другой. “Игроков” можно условно разделить на четыре группы, в зависимости от способа их реагирования на “групповую игру” - движение по дороге. В основе разделения водителей на группы лежит не классическая классификация акцентуированных личностей по К. Леонгарду или по Кречмеру, и тем более, не по ведущему признаку темперамента, хотя наше условное разделение учитывает, безусловно, и то и другое. Удобным и понятным (сугубо для водителей) оказался принцип классификации, базирующийся на качествах водителя, востребованных условиями движения по дороге. Стрессоустойчивость личности (наличие способности быстро ориентироваться без нарушения навыков вождения “на автомате”; умение быстро находить оптимальный вариант выхода из аварийных (критических) ситуаций, не ущемляя интересы других участников движения); Индивидуальный уровень нормативности поведения личности, уровень, который определяет способности личности, в какой мере она принимает условия “игры” и ее способность придерживаться правил такой специфической “игры”, т.е. уровень интеграции личности с определенными нормами (сформированные или не сформированные морально-этические нормы; сильное или слабое “Супер-эго”):
Первая категория водителей (люди с высокой нормативностью поведения); Второй тип водителей (эгоцентричные люди, диктующие свои правила “игры”); Третья категория водителей (инертные, негибкие люди, “борцы за справедливость”); Четвертая группа водителей (лица, находящиеся в состоянии опьянения). Самым оптимальным вариантом для водителей, попавшим в ДТП (пострадавшего или виновного) является предварительное страхование, которое берет на себя многие заботы, попутно ограждая человека от ненужных контактов, возможных конфликтов, других стрессов. Мы не располагаем статистическими данными относительно удельного веса дорожно-транспортных происшествий в соотношении с типологией личности (проводятся ли они вообще), нам известно только, что данная авария совершена лицом в состоянии простого или сильного наркотического опьянения. Однако можно с уверенностью сказать (хотя этот вывод всем известен), что данная категория водителей составляет группу повышенного риска в создании условий для ДТП. Таким образом, из четырех групп водителей, оказалось, что представители первой самые талантливые “игроки” в команде, остальные - проблематичны, хотя в жизни обычной они могут быть прекрасными людьми (кроме страдающих зависимостью от допингов).
2. Общие рекомендации психолога автомобилистам;
4. Психотравмирующая ситуация участника происшествия.
5. Публикации участников Программы по данному вопросу: 6. Адвокатская практика МКА "РОСАР": 7. Организации в сфере автоуслуг;
8. Афоризмы, поговорки, пословицы - "УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ", "ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ".
Программа «АвтоАдвокат» предоставляет рекомендации и советы гражданам о неотложных действиях и правилах поведения граждан в случае ДТП, о взаимоотношениях с сотрудниками правоохранительных органов на месте ДТП, фиксации доказательств по делу и т.д. Если Вам нужна квалифицированная юридическая помощь не теряйте время, звоните нам по телефонам +7 (495) 671-53- 72 или +7 (495) 671-53-73, (E-mail для сообщений: rosar@inbox.ru), и адвокат по ДТП сможет Вам помочь.
|