АВТОДОРОЖНЫЕ «ИГРОКИ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТАХ
Опубликовано в журнале «Автомагазин», февраль 2004 г. Автор КРИВОРУЧКО С.И.
«Что наша жизнь - игра!» Теперь этот, казалось
бы, несколько фривольный
афоризм уже можно считать принятым нау У всех есть свои специфические забавы и хобби. Некоторые игры, например, азартные и спортивные, каждый волен выбирать сам, однако в играх общественного масштаба мы вынуждены принимать участие независимо от собственного желания. Ежедневно миллиарды людей на планете круглые сутки играют в сложную и крайне опасную массовую игру под названием «дорожное движение». Для одних участие в этой игре - просто жизненная необходимость, для других - праздное увлечение, а есть и такие, для которых это экстремальный спорт и постоянный риск, возможность хотя бы на мгновение почувствовать себя «звездой автострады» Как и в любой игре, в дорожном движении имеются: размеченное «игровое поле» - проезжая часть, участники игры - водители, автомобили и пешеходы, установленные правила - Правила дорожного движения - и судьи в лице инспекторов дорожно-патрульной службы.
В основу человеческих игр заложен
соревновательный элемент, неизбежное столкновение интересов участников в
борьбе за результат, коим в данном случае является достижение выбранной
точки маршрута в кратчайшее время и с минимальным ущербом для автомобилей и
участников игры. При таком «раскладе» каждому игроку необходимо не только
трезво оценить собственные шансы на победу с учетом личных качеств, опыта и
мастерства, но и отчетливо представлять себе возможности и качественный
состав команды со
Данной публикацией мы открываем новую
тематическую рубрику журнала под названием «Автопсихология». Ведь сегодня в
условиях бешеного ритма жизни, резкой интенсификации дорожного движения и
постоянного возрастания стрессовых нагрузок на водителей, последние нередко
нуждаются в экстренной психологической поддержке и реабилитации не меньше,
чем в услугах скорой медицинской помощи, автосервиса, автострахования или
автоадвоката. Поэтому мы считаем, что такая рубрика является весьма
актуальной и поможет автомобилистам выработать правильное отношение к
явлениям и событиям, происходящим на дорогах, и тем самым сохранить свое
душевное здоровье. Вводный материал на предл Главная сложность современного дорожного движения, особенно в условиях мегаполиса, заключается не столько в наличии помех для маневрирования и невозможности постоянно поддерживать желаемую скорость, сколько в нарастании эмоционального напряжения, невротизации большей части водителей, что в итоге приводит к стрессовым ситуациям и, как следствие, ситуациям аварийным. Реакция разных водителей на стресс носит неоднозначный характер. У одних она выражается в неадекватном поведении, нарушении Правил дорожного движения и инициировании дорожно-транспортных происшествий. Другие проявляют устойчивость к стрессу и терпеливо «держат себя в руках». [1] Зависит ли поведение за рулем лишь от водительского опыта, от «легитимности» обладания правами, от степени цейтнота в данный период времени, или имеются еще и другие причины? Для водителей, которые всерьез заинтересованы в приобретении полезных знаний, навыков адекватного реагирования на дорожную ситуацию и, в конечном счете, спокойного безаварийного вождения, ответить на поставленный вопрос поможет тщательный психологический анализ проблемы.
Водителей автотранспортных средств можно условно
разделить на четыре группы, в зависимости от основных качеств характера и
способов их реагирования на «групповую игру - дорожное движение. Данная
условная классификация проведена на основе применяемых в современной
психологии фундаментальных характеристик человеческой личности, позволяющих
прогнозировать вероятные сценарии поведения тех или иных людей в
определенных обстоятельствах. При психологической оценке водителя ключевыми являются два критерия: индивидуальный уровень нормативности поведения,
который определяет спос Первую категорию дорожных «игроков» составляют эмоционально уравновешенные водители, обладающие сильным характером, личностной зрелостью, стабильностью реакций и отчетливой нормативностью поведения. Таких людей отличают высокая сознательность, целеустремленность, добросовестность, пунктуальность, адекватная самооценка и трезвый взгляд на жизнь. Они являются наиболее спокойными и дисциплинированными водителями, их действия всегда разумно мотивированы и предсказуемы, никому не причиняют неудобства и не вызывают раздражения со стороны окружающих. За рулем автомобиля «нормативный» водитель не стремится к какому-то самовыражению, не претендует на роль лидера, а ведет себя как «рядовой» и несет ответственность за происходящее на дороге наравне со всеми, Будучи принципиальными приверженцами порядка, такие водители остаются реалистами, благодаря чему они в состоянии достаточно успешно взаимодействовать с другими людьми, даже если те «меняют правила во время игры», в том числе - и на дороге. Соблюдая Правила дорожного движения, сам «нормативный» водитель прекрасно осознает, что ждать того же от остальных обладателей водительских прав было бы наивно. Поэтому он постоянно думает «за себя и за того парня», заранее учитывая возможные последствия случайного или намеренного нарушения правил другими «игроками», и при необходимости готов уступить дорогу, чтобы не ввязываться в ненужный конфликт.
«Нормативный» водитель практически не подвержен
паническим реакциям и всегда готов к любым негативным сюрпризам,
воспринимая их как
Ко второй группе водителей относятся
личности с гипертрофированным чувством ответственности, обязательности и
высоким уровнем самосознания. Однако, в отличие от представителей первой
группы, которым также свойственны высокая нормативность поведения,
внимательность и точность, водители с обостренным чувством ответственности
отличаются медлительностью, инертностью и ригидностью (косностью)
психических процессов. В своем стремлении «делать все по правилам» они
проявляют консерватизм, прямолинейность и даже упрямство, что создает
лишние трудности на дороге прежде всего им самим.
Вследствие этого для «гиперответственных»
людей характерны болезненное самолюбие, повышенная чувствительность к
несправедливости и чрезмерная обидчивость. Ведение «игры» с участниками
движения, обладающими иным темпераментом, дается им с большим трудом. Когда
«гиперответственный» водитель допускает ошибку, ему необходимо
остановиться, все тщательно обдумать, проанализировать ситуацию, и только
после этого он заново начинает движение. Если для этого нет времени или
возможности, то происшествие приравнивается к личной катастрофе, так как
он склонен к эмоциональной дезорганизации мышления и деятельности -здравый
смысл, разумность уступают приоритет эмоциям. Других водителей,
принадлежащих данной группе, наряду с пунктуальностью, отличает высокая
эмоциональность при реакции на нарушение «правил игры» другими водителями.
Они считают своей обязанностью выразить собственное отношение к такому
факту - разными способами, но обязательно агрессивно - даже если нарушитель
давно уехал или перестроился в другой ряд. Это происходит из-за
эмоциональной ригидности и зацикливания на
к Главными чертами характера «гиперответственных» водителей являются повышенный уровень тревоги, склонности к самообвинению в критической ситуации - у одних, или преобладание агрессивных реакций с ворчанием, оценочными комментариями, нравоучениями и эмоциональными всплесками взрывного характера - у других. Главная проблема представителей данной группы - это сочетание высокой нормативности поведения с неустойчивостью к стрессу. «Гиперответственные» водители не склонны сознательно нарушать правила и провоцировать дорожные конфликты, однако их специфическая эмоциональная реактивность нередко оборачивается сопротивлением общему ритму движения и принятым «правилам игры» на дороге. Подобное стремление находиться в рамках правил, с одной стороны, и заставлять остальных следовать своему ритму движения, с другой стороны, создает условия для совершения другими водителями ДТП. В данную категорию водителей могут быть отнесены личности с акцентуацией характера следующего типа: - педантичный или «сверхточный» тип (характерна инертность психических процессов, добросовестность в деятельности, ответственность, длительное переживание травмирующих событий); - ригидный или «застревающий» тип. Основная черта - чрезмерная стойкость аффекта («зацикливание» на обидах, на отрицательных эмоциях, порой на всю жизнь) со склонностью к формированию сверхценных идей; законопослушность, сочетающаяся с обостренным чувством ущербности и, как следствие, - потребность в «восстановлении справедливости», «защите своих прав»;
- астенический (неуверенный, нерешительный)
тип. Для него характерн - тревожно-мнительный тип (склонность к страхам, повышенная робость, подчиняемость, высокий уровень тревожности, слепое следование морально-этическим нормам). Также в эту категорию входят некоторые психопатические личности, т.е. лица с патологическими чертами характера, однако не обладающие дефектами психики. Это психопаты ригидно-застревающего, тревожно-мнительного и подозрительно-агрессивного круга. С психологической точки зрения «Гиперответственные» являются наиболее уязвимыми: в силу испытываемого страха, растерянности и длительного стресса у них наблюдается заниженная способность адаптации к сложившимся обстоятельствам. Поэтому, из-за медлительности при принятии решения, потребности в проверке и перепроверке своих действий, агрессивности, излишнего беспокойства и суетливости, вероятность попадания в аварийную ситуацию «гиперответственных» водителей достаточно высока. При разбирательстве с другими участниками ДТП и после оценки материального ущерба они способны допускать самые невероятные ошибки, причем не в свою пользу. В состоянии шока «гиперответственные» крайне внушительны и готовы некритически воспринимать любую информацию. Поэтому при разборе таким водителям желательно полагаться на сотрудников ГАИ и не подписывать никакие документы, внимательно не прочитав их несколько раз. Человеку, который оказался виновником с участием «гиперответственного» водителя, можно посоветовать следующее:
Не тратить понапрасну свои нервные клетки и
смириться с «занудством», но обязательно проследить, чтобы не было
«изли Постараться в максимально короткие сроки и возместить ущерб, иначе возникает опасность получить еще и иск по возмещению морального ущерба. Чем больше времени для обдумывания и консультаций получит «гиперответственный» оппонент, тем больше будет и его «аппетит» по возмещению ущерба; Следует учесть, что качества характере «гиперответственного» борца за справедливость в сочетании с педантичностью, скрупулезностью и жаждой мести позволяют ему неустанно ходить по множеству инстанций и добиваться решения вопроса «по закону» с максимальными выгодами для себя
Третья группа
дорожных «игроков»- «агрессоры». К данной
категории относятся люди с реальным, асоциальным (игнорирование социальных
норм) и эгоцентричным (демонстративным) поведением, которые стремятся диктовать
всем свои «правила игры» и руководствуются честолюбием, а не здравым
смыслом.
Как правило, такие люди в социальной среде
не достигают особых вершин и самореализуются среди своего ближайшего окружения. Поэтому за рулем автомобиля они и
превращаются в «агрессоров», считая
унизительным для себя делить лидерство на дороге чем-либо еще. Другие участники
движения вызывают у «агрессора» только чувство презрения и раздражение, что он и
стремится всеми силами продемонстрировать, оставив соперников» хотя бы на метр
позади. «Агрессор» регулярно создает на дороге аварийные ситуации и вынуждает
других водителей во избежание столкновения нарушать правила, а сам
остается безразличным к любым результатам своих действий, исповедуя цини демонстративный или истероидный тип характерна повышенная способность к вытеснению отрицательных сигналов, переживаний из окружающего мира, демонстративность поведения); неустойчивый и неуправляемый тип (импульсивность, ослабление контроля над побуждениями, склонность реагировать на эмоцию, без достаточного осмысления ситуации) авантюрный или гипертимный тип (постоянно повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью; смелый, незаторможенный, небрежно относящийся к сигналам опасности, испытывает трудности общения в эмоционально-напряженных ситуациях). В эту группу также входят лица, злоупотребляющие алкоголем, и некоторые формы психопатических личностей. Зачастую «агрессор» настолько поддается азарту, что продолжает демонстрировать свою «крутизну» даже в присутствии инспектора ГАИ. При этом любое административное наказание будет восприниматься им лишь как досадный проигрыш, только «подольет масла в огонь» и вызовет стремление поскорее «отыграться». Как ни странно, водитель-«агрессор» обычно не подвергается большому взысканию при разбирательстве с сотрудниками ГАИ, он всегда находит способ «выкрутиться», таков уж он по характеру - хитрый, скользкий, дипломатичный. Оказавшись виновником ДТП, «агрессор» бывает обеспокоен только собственным ущербом и при малейшей возможности постарается скрыться с места происшествия без всякого угрызения совести. Тем, кому приходится сталкиваться на дороге с «агрессорами» или заниматься разбором ДТП с их участием, можно дать следующие советы:
• Воспринимать «агрессоров» как
«неизбежное зло». Всем водителям, а особенно начинающим, следует всегда
быть психологически готовыми к появлению таких «игроков» на проезж • Не вступать с «агрессорами» ни в какие состязания, пытаясь что-то им доказать -на дороге, при парковке, в очереди на автомобильной мойке или заправочной станции. Ожидать извинения от таких водителей просто бесполезно. Не зная заранее тип личности другого водителя, и того обстоятельства, «чей» он водитель, «кому служит», можно попасть в неприятную для себя ситуацию: • Сохранять сдержанность и хладнокровие, опираться на здравый смысл, а не на эмоции. Это особенно необходимо, так как «агрессор» может своим показным спокойствием и «непробиваемостью» довести оппонента до эмоционального срыва и. возможно, до рукоприкладства со всеми вытекающими из этого последствиями.
Четвертую группу, представители которой также,
увы, могут находиться за рулем автомобиля, составляют лица, находящиеся в
состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Эти люди могут
обладать разными типами характера, однако в данном случае классификация уже
не имеет особого значения, поскольку уровень нормативности поведения и
эмоциональной реактивности заслоняется химерами «затуманенного сознания».
Поведение таких водителей не поддается ни анализу, ни прогнозированию, и
поэтому на дороге они представляют собой главный источник опасности. К
сожалению, другим водителям приходится считаться с этим элементом «игры».
Желательно как можно раньше «вычислить» в потоке машин нетр Рекомендации для тех, кто имел несчастье пострадать в результате ДТП по вине «горе-водителя», находящегося в состоянии опьянения: • Если есть возможность, необходимо проследить, чтобы виновник не исчез с места происшествия до прибытия сотрудников ГАИ. Надеяться на то, что он не бросит свой автомобиль, в данной ситуации не приходится: автомобиль запросто может оказаться чужим или даже угнанным; • Ни в коем случае не говорить с ним в повышенных тонах, а наоборот постараться вежливо «заговорить» и успокоить человека, тем самым воспрепятствовав реализации непредсказуемых и опасных намерений с его стороны, особенно если на месте аварии нет очевидцев; • Под любым предлогом не называть свой домашний адрес и фамилию до прибытия сотрудников ГАИ; • Постоянно держать его в поле своего зрения, не поворачиваться к нему спиной и следить за подозрительными действиями, стараясь предотвратить агрессивную реакцию. Трудно предугадать, на что может решиться одурманенный спиртным человек, доставший вдруг из машины тяжелый инструмент, оружие или бутылку. Следует помнить, что агрессивность в большей степени свойственна лицам в алкогольном опьянении, чем в наркотическом: у наркоманов агрессивность выражена как раз в ситуации отсутствия «дозы».
К сожалению, на сегодняшний день отсутствует официальная статистика по числу
ДТ
По наиболее сложным делам можно обратиться
в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», специализирующуюся на этих
вопросах, тел.: +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62,
+7 (495) 671-53-73,
+ 7 (926) 659-68-80,
www.avto-advokat.ru
www.biznes-advokat.ru. [1] Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям (тяжелым переживаниям, чрезвычайным нервно-психическим нагрузкам и т.д.) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям.
|
|
![]() |
|
|
|