АВТОДОРОЖНЫЕ «ИГРОКИ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТАХ
Опубликовано в журнале «Автомагазин», февраль 2004 г. Автор КРИВОРУЧКО С.И.
«Что наша жизнь - игра!» Теперь этот, казалось бы, несколько фривольный афоризм уже можно считать принятым научным постулатом. Об игровой сущности нашей жизни писали многие ученые с мировым именем, в частности, известный американский психолог Эрик Берн в своей знаменитой книге «Люди, которые играют в игры» и нидерландский философ Йохан Хейзинга в книге «Человек играющий». Согласно данной теории, каждый индивидуум на протяжении всей своей жизни является в той или иной мере «игроком», независимо от того, осознаем мы данный факт или нет. В конце концов, «игры» и «игрушки» могут быть разными: у детей и взрослых, у мужчин и женщин, у богатых и бедных, у здоровых и больных, у умных и не вполне. У всех есть свои специфические забавы и хобби. Некоторые игры, например, азартные и спортивные, каждый волен выбирать сам, однако в играх общественного масштаба мы вынуждены принимать участие независимо от собственного желания. Ежедневно миллиарды людей на планете круглые сутки играют в сложную и крайне опасную массовую игру под названием «дорожное движение». Для одних участие в этой игре - просто жизненная необходимость, для других - праздное увлечение, а есть и такие, для которых это экстремальный спорт и постоянный риск, возможность хотя бы на мгновение почувствовать себя «звездой автострады» Как и в любой игре, в дорожном движении имеются: размеченное «игровое поле» - проезжая часть, участники игры - водите ли, автомобили и пешеходы, установленные правила - Правила дорожного движения - и судьи в лице инспекторов дорожно-патрульной службы.В основу человеческих игр заложен соревновательный элемент, неизбежное столкновение интересов участников в борьбе за результат, коим в данном случае является достижение выбранной точки маршрута в кратчайшее время и с минимальным ущербом для автомобилей и участников игры. При таком «раскладе» каждому игроку необходимо не только трезво оценить собственные шансы на победу с учетом личных качеств, опыта и мастерства, но и отчетливо представлять себе возможности и качественный состав команды соперников. Ведь характер, уровень развития интеллекта, амбиции, физический и умственный потенциал - сугубо индивидуальные свойства личности, но именно эти гуманитарные параметры зачастую определяют ход и исход автодорожной игры. Поэтому, прежде чем начинать играть во взрослые игры на дорогах, целесообразно изучить психологические портреты участников дорожного движения, чтобы определить степень потенциальной опасности каждого «вида», и во избежание излишних конфликтов выработать адекватную стратегию поведения. Данной публикацией мы открываем новую тематическую рубрику журнала под названием «Автопсихология». Ведь сегодня в условиях бешеного ритма жизни, резкой интенсификации дорожного движения и постоянного возрастания стрессовых нагрузок на водителей, последние нередко нуждаются в экстренной психологической поддержке и реабилитации не меньше, чем в услугах скорой медицинской помощи, автосервиса, автострахования или автоадвоката. Поэтому мы считаем, что такая рубрика является весьма актуальной и поможет автомобилистам выработать правильное отношение к явлениям и событиям, происходящим на дорогах, и тем самым сохранить свое душевное здоровье. Вводный материал на предложенную тему по нашей просьбе подготовила кандидат психологических наук Сильвия Ивановна Криворучко. Главная сложность современного дорожного движения, особенно в условиях мегаполиса, заключается не столько в наличии помех для маневрирования и невозможности постоянно поддерживать желаемую скорость, сколько в нарастании эмоционального напряжения, невротизации большей части водителей, что в итоге приводит к стрессовым ситуациям и, как следствие, ситуациям аварийным. Реакция разных водителей на стресс носит неоднозначный характер. У одних она выражается в неадекватном поведении, нарушении Правил дорожного движения и инициировании дорожно-транспортных происшествий. Другие проявляют устойчивость к стрессу и терпеливо «держат себя в руках». [1] Зависит ли поведение за рулем лишь от водительского опыта, от «легитимности» обладания правами, от степени цейтнота в данный период времени, или имеются еще и другие причины? Для водителей, которые всерьез заинтересованы в приобретении полезных знаний, навыков адекватного реагирования на дорожную ситуацию и, в конечном счете, спокойного безаварийного вождения, ответить на поставленный вопрос поможет тщательный психологический анализ проблемы. Водителей автотранспортных средств можно условно разделить на четыре группы, в зависимости от основных качеств характера и способов их реагирования на «групповую игру - дорожное движение. Данная условная классификация проведена на основе применяемых в современной психологии фундаментальных характеристик человеческой личности, позволяющих прогнозировать вероятные сценарии поведения тех или иных людей в определенных обстоятельствах. При психологической оценке водителя ключевыми являются два критерия: индивидуальный уровень нормативности поведения, который определяет способности человека принимать условия «игры» и придерживаться определенных правил, и уровень стрессоустойчивости личности, от которого зависит способность сохранять самообладание и оперативно находить оптимальные выходы из критических ситуаций, не ущемляя интересы других участников движения. Первую категорию дорожных «игроков» составляют эмоционально уравновешенные водители, обладающие сильным характером, личностной зрелостью, стабильностью реакций и отчетливой нормативностью поведения. Таких людей отличают высокая сознательность, целеустремленность, добросовестность, пунктуальность, адекватная самооценка и трезвый взгляд на жизнь. Они являются наиболее спокойными и дисциплинированными водителями, их действия всегда разумно мотивированы и предсказуемы, никому не причиняют неудобства и не вызывают раздражения со стороны окружающих. За рулем автомобиля «нормативный» водитель не стремится к какому-то самовыражению, не претендует на роль лидера, а ведет себя как «рядовой» и несет ответственность за происходящее на дороге наравне со всеми, Будучи принципиальными приверженцами порядка, такие водители остаются реалистами, благодаря чему они в состоянии достаточно успешно взаимодействовать с другими людьми, даже если те «меняют правила во время игры», в том числе - и на дороге. Соблюдая Правила дорожного движения, сам «нормативный» водитель прекрасно осознает, что ждать того же от остальных обладателей водительских прав было бы наивно. Поэтому он постоянно думает «за себя и за того парня», заранее учитывая возможные последствия случайного или намеренного нарушения правил другими «игроками», и при необходимости готов уступить дорогу, чтобы не ввязываться в ненужный конфликт. «Нормативный» водитель практически не подвержен паническим реакциям и всегда готов к любым негативным сюрпризам, воспринимая их как «неизбежное зло». Такие водители редко становятся виновниками ДТП, поскольку умеют прогнозировать развитие событий на дороге, внимательны, никогда не расслабляются за рулем и, отличаясь выдержкой, своевременно предпринимают все возможное для избежания неприятностей. В случае дорожного происшествия они действуют конструктивно, с другими участниками конфликта ведут себя корректно и уважительно и умеют грамотно отстаивать собственные интересы. Ко второй группе водителей относятся личности с гипертрофированным чувством ответственности, обязательности и высоким уровнем самосознания. Однако, в отличие от представителей первой группы, которым также свойственны высокая нормативность поведения, внимательность и точность, водители с обостренным чувством ответственности отличаются медлительностью, инертностью и ригидностью (косностью) психических процессов. В своем стремлении «делать все по правилам» они проявляют консерватизм, прямолинейность и даже упрямство, что создает лишние трудности на дороге прежде всего им самим. Вследствие этого для «гиперответственных» людей характерны болезненное самолюбие, повышенная чувствительность к несправедливости и чрезмерная обидчивость. Ведение «игры» с участниками движения, обладающими иным темпераментом, дается им с большим трудом. Когда «гиперответственный» водитель допускает ошибку, ему необходимо остановиться, все тщательно обдумать, проанализировать ситуацию, и только после этого он заново начинает движение. Если для этого нет времени или возможности, то происшествие приравнивается к личной катастрофе, так как он склонен к эмоциональной дезорганизации мышления и деятельности -здравый смысл, разумность уступают приоритет эмоциям. Других водителей, принадлежащих данной группе, наряду с пунктуальностью, отличает высокая эмоциональность при реакции на нарушение «правил игры» другими водителями. Они считают своей обязанностью выразить собственное отношение к такому факту - разными способами, но обязательно агрессивно - даже если нарушитель давно уехал или перестроился в другой ряд. Это происходит из-за эмоциональной ригидности и зацикливания на каждой обиде, которую «игрок» рассматриваемой группы способен вынашивать часами, днями и даже месяцами.Главными чертами характера «гиперответственных» водителей являются повышенный уровень тревоги, склонности к самообвинению в критической ситуации - у одних, или преобладание агрессивных реакций с ворчанием, оценочными комментариями, нравоучениями и эмоциональными всплесками взрывного характера - у других. Главная проблема представителей данной группы - это сочетание высокой нормативности поведения с неустойчивостью к стрессу. «Гиперответственные» водители не склонны сознательно нарушать правила и провоцировать дорожные конфликты, однако их специфическая эмоциональная реактивность нередко оборачивается сопротивлением общему ритму движения и принятым «правилам игры» на дороге. Подобное стремление находиться в рамках правил, с одной стороны, и заставлять остальных следовать своему ритму движения, с другой стороны, создает условия для совершения другими водителями ДТП. В данную категорию водителей могут быть отнесены личности с акцентуацией характера следующего типа: - педантичный или «сверхточный» тип (характерна инертность психических процессов, добросовестность в деятельности, ответственность, длительное переживание травмирующих событий); - ригидный или «застревающий» тип. Основная черта - чрезмерная стойкость аффекта («зацикливание» на обидах, на отрицательных эмоциях, порой на всю жизнь) со склонностью к формированию сверхценных идей; законопослушность, сочетающаяся с обостренным чувством ущербности и, как следствие, - потребность в «восстановлении справедливости», «защите своих прав»; - астенический (неуверенный, нерешительный) тип. Для него характерна эмоциональная и моторная заторможенность, фиксация на мрачных сторонах жизни, сниженное настроение, пессимистичность, неспособность к длительным психологическим нагрузкам, невротическая утомляемость и боязливость; - тревожно-мнительный тип (склонность к страхам, повышенная робость, подчиняемость, высокий уровень тревожности, слепое следование морально-этическим нормам). Также в эту категорию входят некоторые психопатические личности, т.е. лица с патологическими чертами характера, однако не обладающие дефектами психики. Это психопаты ригидно-застревающего, тревожно-мнительного и подозрительно-агрессивного круга. С психологической точки зрения «Гиперответственные» являются наиболее уязвимыми: в силу испытываемого страха, растерянности и длительного стресса у них наблюдается заниженная способность адаптации к сложившимся обстоятельствам. Поэтому, из-за медлительности при принятии решения, потребности в проверке и перепроверке своих действий, агрессивности, излишнего беспокойства и суетливости, вероятность попадания в аварийную ситуацию «гиперответственных» водителей достаточно высока. При разбирательстве с другими участниками ДТП и после оценки материального ущерба они способны допускать самые невероятные ошибки, причем не в свою пользу. В состоянии шока «гиперответственные» крайне внушительны и готовы некритически воспринимать любую информацию. Поэтому при разборе таким водителям желательно полагаться на сотрудников ГАИ и не подписывать никакие документы, внимательно не прочитав их несколько раз. Человеку, который оказался виновником с участием «гиперответственного» водителя, можно посоветовать следующее: Не тратить понапрасну свои нервные клетки и смириться с «занудством», но обязательно проследить, чтобы не было «излишества» при регистрации претензий матерного ущерба; Постараться в максимально короткие сроки и возместить ущерб, иначе возникает опасность получить еще и иск по возмещению морального ущерба. Чем больше времени для обдумывания и консультаций получит «гиперответственный» оппонент, тем больше будет и его «аппетит» по возмещению ущерба; Следует учесть, что качества характере «гиперответственного» борца за справедливость в сочетании с педантичностью, скрупулезностью и жаждой мести позволяют ему неустанно ходить по множеству инстанций и добиваться решения вопроса «по закону» с максимальными выгодами для себя Третья группа дорожных «игроков»- «агрессоры». К данной категории относятся люди с реальным, асоциальным (игнорирование социальных норм) и эгоцентричным (демонстративным) поведением, которые стремятся диктовать всем свои «правила игры» и руководствуются честолюбием, а не здравым смыслом. Как правило, такие люди в социальной среде не достигают особых вершин и самореализуются среди своего ближайшего окружения. Поэтому за рулем автомобиля они и превращаются в «агрессоров», считая унизительным для себя делить лидерство на дороге чем-либо еще. Другие участники движения вызывают у «агрессора» только чувство презрения и раздражение, что он и стремится всеми силами продемонстрировать, оставив соперников» хотя бы на метр позади. «Агрессор» регулярно создает на дороге аварийные ситуации и вынуждает других водителей во избежание столкновения нарушать правила, а сам остается безразличным к любым результатам своих действий, исповедуя циничный принцип: «после нас - хоть потоп!». Используя принятую в науке классификацию, среди водителей-«агрессоров» можно выделить следующие типы акцентуированных личностей: демонстративный или истероидный тип характерна повышенная способность к вытеснению отрицательных сигналов, переживаний из окружающего мира, демонстративность поведения); неустойчивый и неуправляемый тип (импульсивность, ослабление контроля над побуждениями, склонность реагировать на эмоцию, без достаточного осмысления ситуации) авантюрный или гипертимный тип (постоянно повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью; смелый, незаторможенный, небрежно относящийся к сигналам опасности, испытывает трудности общения в эмоционально-напряженных ситуациях). В эту группу также входят лица, злоупотребляющие алкоголем, и некоторые формы психопатических личностей. Зачастую «агрессор» настолько поддается азарту, что продолжает демонстрировать свою «крутизну» даже в присутствии инспектора ГАИ. При этом любое административное наказание будет восприниматься им лишь как досадный проигрыш, только «подольет масла в огонь» и вызовет стремление поскорее «отыграться». Как ни странно, водитель-«агрессор» обычно не подвергается большому взысканию при разбирательстве с сотрудниками ГАИ, он всегда находит способ «выкрутиться», таков уж он по характеру - хитрый, скользкий, дипломатичный. Оказавшись виновником ДТП, «агрессор» бывает обеспокоен только собственным ущербом и при малейшей возможности постарается скрыться с места происшествия без всякого угрызения совести. Тем, кому приходится сталкиваться на дороге с «агрессорами» или заниматься разбором ДТП с их участием, можно дать следующие советы: • Воспринимать «агрессоров» как «неизбежное зло». Всем водителям, а особенно начинающим, следует всегда быть психологически готовыми к появлению таких «игроков» на проезжей части и не поддаваться раздражению. Лучше спокойно уступить дорогу или притормозить, чтобы этот возмутитель спокойствия как можно быстрее убрался подальше. Но при этом не стоит успокаиваться, так как есть большая вероятность появления следом другого «раллиста»: • Не вступать с «агрессорами» ни в какие состязания, пытаясь что-то им доказать -на дороге, при парковке, в очереди на автомобильной мойке или заправочной станции. Ожидать извинения от таких водителей просто бесполезно. Не зная заранее тип личности другого водителя, и того обстоятельства, «чей» он водитель, «кому служит», можно попасть в неприятную для себя ситуацию: • Сохранять сдержанность и хладнокровие, опираться на здравый смысл, а не на эмоции. Это особенно необходимо, так как «агрессор» может своим показным спокойствием и «непробиваемостью» довести оппонента до эмоционального срыва и. возможно, до рукоприкладства со всеми вытекающими из этого последствиями. Четвертую группу, представители которой также, увы, могут находиться за рулем автомобиля, составляют лица, находящиеся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Эти люди могут обладать разными типами характера, однако в данном случае классификация уже не имеет особого значения, поскольку уровень нормативности поведения и эмоциональной реактивности заслоняется химерами «затуманенного сознания». Поведение таких водителей не поддается ни анализу, ни прогнозированию, и поэтому на дороге они представляют собой главный источник опасности. К сожалению, другим водителям приходится считаться с этим элементом «игры». Желательно как можно раньше «вычислить» в потоке машин нетрезвого водителя, держаться от него подальше и быть готовым к любым неадекватным действиям с его стороны. Рекомендации для тех, кто имел несчастье пострадать в результате ДТП по вине «горе-водителя», находящегося в состоянии опьянения: • Если есть возможность, необходимо проследить, чтобы виновник не исчез с места происшествия до прибытия сотрудников ГАИ. Надеяться на то, что он не бросит свой автомобиль, в данной ситуации не приходится: автомобиль запросто может оказаться чужим или даже угнанным; • Ни в коем случае не говорить с ним в повышенных тонах, а наоборот постараться вежливо «заговорить» и успокоить человека, тем самым воспрепятствовав реализации непредсказуемых и опасных намерений с его стороны, особенно если на месте аварии нет очевидцев; • Под любым предлогом не называть свой домашний адрес и фамилию до прибытия сотрудников ГАИ; • Постоянно держать его в поле своего зрения, не поворачиваться к нему спиной и следить за подозрительными действиями, стараясь предотвратить агрессивную реакцию. Трудно предугадать, на что может решиться одурманенный спиртным человек, доставший вдруг из машины тяжелый инструмент, оружие или бутылку. Следует помнить, что агрессивность в большей степени свойственна лицам в алкогольном опьянении, чем в наркотическом: у наркоманов агрессивность выражена как раз в ситуации отсутствия «дозы». К сожалению, на сегодняшний день отсутствует официальная статистика по числу ДТП, совершенных людьми, принадлежащими к той или иной психологической группе за исключением, пожалуй, дорожных коллизий, виновниками которых были водители или пешеходы, находившиеся в нетрезвом состоянии. Чтобы иметь такую информацию, необходимо проведение серьезных научных исследований, которые позволили бы, пусть даже приблизительно, определить процентное соотношение «нормативных», «гиперответственных» и «агрессоров» в составе «российской национальной сборной автомобилистов». Вместе с тем, располагая подобного рода сведениями, наверняка можно было бы выявить любопытные закономерности и получить необходимый исходный материал для принятия соответствующих решений по повышению безопасности дорожного движения в общегосударственном масштабе. Например, помимо формальной сдачи в ГАИ экзамена «на права», каждому будущему водителю было бы полезно пройти специальный психологический тест и тренинг, чтобы своевременно выявить и скорректировать опасные с точки зрения участия в дорожном движении свойства его личности. Конечно, приведенная выше психологическая классификация водителей автотранспорта весьма условна и не может претендовать на истину в последней инстанции. Реальная жизнь намного богаче и разнообразнее, в ней не существует абсолютно идентичных, хрестоматийных типажей, и даже в самом дисциплинированном водителе может при определенных обстоятельствах внезапно проснуться «агрессор». Тем не менее, в каждом дорожном «игроке» доминирует вполне определенный психологически сформированный персонаж, и каждый участник дорожного движения в интересах собственной же безопасности должен ясно это осознавать и учитывать.
По наиболее сложным делам можно обратиться
в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР», специализирующуюся на этих
вопросах, тел.: +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62,
+7 (495) 671-53-73,
+ 7 (926) 659-68-80,
www.avto-advokat.ru
www.biznes-advokat.ru. [1] Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям (тяжелым переживаниям, чрезвычайным нервно-психическим нагрузкам и т.д.) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям.
|