Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

АДЕКВАТНЫЙ АВТОАДВОКАТ ОПОРА СПОРА.

 

Опубликовано в журнале «Автомагазин», январь 2004 г.

Автор ЗАВЬЯЛОВА О.Л.

 

По мере приобщения граждан России к нормам мировой цивилизации, такое явление как услуги персонального адвоката уже перестает восприниматься как немыслимая роскошь типа «не в этой жизни» и превращается в неотъемлемый элемент правовой культуры общества. Такой подход к индивидуальной правовой безопасности продикто­ван буквой закона - Конституции Российской Федерации, согласно ст. 48 которой «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.». Помощь квалифицированного правозащитника зачастую становится абсолютно необходимой в делах, связанных с различными видами дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Если раньше конфликты развивались, как правило, в рамках типового сценария с участием двух и более сторон, не поделивших между собой дорогу, и передового отряда инспекторов ГИБДД, то теперь, после вступления в силу закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», на сцене появляется новое действующее лицо - страховая компания, которой, как говорится, «палец в рот не клади». Оказавшись жертвой неприятности, «один на один» иметь дело со страховщиками которые, прямо сказать, не горят желанием тут же выплачивать страховку в полном объеме, может решиться только супер профессионал в этом деле или просто чересчур наивный человек. В большинстве случаев неизбежно возникает вопрос: к кому обратиться за юридической помощью, как найти грамотного специалиста, который смог бы успешно представлять интересы пострадавшего при спорах со страховыми компаниями и в судах? Выбор кандидатов на этот ответственный пост сегодня огромен, ведь в одном лишь столичном регионе свыше 200 ВУЗов ежегодно выпускают специалистов с юридическими дипломами целыми факультетами. Кроме того, происходит регулярное пополнение рядов частнопрактикующих юристов за счет увольнения с государственной службы и перехода на «вольные хлеба» сотрудников милиции, прокуратуры, военной юстиции, судебных ин­станций и других правоохранительных органов. В настоящее время только в Москве зарегистрировано свыше 750 адвокатских образований, в которых числятся более 7000 адвокатов «различных мастей и калибров». В такой обстановке простому человеку весьма непросто сориентироваться и адекватно выбрать именно того адвоката, который наиболее эффективно решил бы специфическую проблему, требующую вмешательств юристов. О том, что следует учитывать и как поступать по делам, связанным с  ДТП рассказывает участник программы «АвтоАдвокат» Коллегии адвокатов «РОСАР» ЗАВЬЯЛОВА Ольга Леонидовна

Прежде всего, не следует питать иллюзий: времена, когда все правовые отношения регулировались минимальным количеством документов, будь то «Законы Хаммурапи» или «Русская правда», давно миновали, и сегодня уже никому не под силу быть универсальным специалистом одновременно во всех областях сложной юридической науки. Поэтому в современном сообществе юристов сложилась практика разделения специализации: одни юристы обладают квалификацией по ведению гражданских дел, другие - уголовных, третьи занимаются урегулированием вопросов вступления в наследство и т.д. Также существует и отдельная категория адвокатов, способных наиболее эффективно решать различные вопросы, связанные с ДТП. Автоадвокат - это не просто юрист, способный написать исковое заявление, используя общепринятые формы документов, предоставляемые информационными правовыми программами и различными справочниками. Профессиональный автоадвокат имеет все необходимые теоретические знания в области автомобильной техники, транспортной трасологии, безопасности дорожного движения, соответствующих нормативных актов и т.д. Помимо этого, автоадвокат обязан владеть специальной терминологией, чтобы на должном уровне общаться с сотрудниками правоохранительных органов и свободно разбираться в протокольной документации, а также иметь практические навыки в методике оценки и воспроизведения всех стадий механизма ДТП, уметь правильно сформулировать вопросы для участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов и иных специалистов. Накопленный нами опыт убедительно показывает, что во многих ситуациях положительный исход дела может зависеть именно от своевременного применения адвокатом своей автомобильной эрудиции. Например, в нашей практике имел место случай, когда сотрудники ГИБДД при составлении схемы ДТП, связанного с наездом на пешехода, по непонятным причинам указали на ней следы торможения «юзом», якобы оставленные на проезжей части автомобилем, оснащенным антиблокировочной системой тормозов (АБС). Поскольку точной методики определения скорости автомобиля в момент аварии на основе оценки полученных в результате повреждений не существует, то эксперты, исходя из длины запротоколированного следа тормозного пути сделали заключение, что в данном ДТП виновен водитель иномарки, превысивший допустимую скорость. При этом не было учтено то обстоятельство, что у автомобилей с АБС, при условии исправности этой системы, в процессе торможения не допускается блокировка колес, а следовательно, следа торможения «юзом» на асфальте никогда не остается. Только своевременное вмешательство грамотного адвоката способствовало вынесению законного и обоснованного решения. Адвокатом было заявлено ходатайство о допросе эксперта, который дал категоричный ответ о невозможности оставления тормозного следа на асфальте автомобилем с исправной АБС. Кроме того, в деле не было доказательств, подтверждающих принадлежность данного следа торможения именно этому автомобилю, ведь криминалистическая экспертиза материалов и веществ также не проводилась.

Другой интересный пример на ту же тему убеждает в том, что при установлении истинного виновника ДТП требуется точное выяснение скорости движения всех без исключения участников происшествия. Водитель автомобиля сбил пешехода, пытавшегося перейти дорогу в неустановленном месте. В таких случаях, для определения степени виновности водителя, проводится проверка: сделал ли он все возможное для предотвращения наезда? Специфика происшествия состояла в том, что пешеход имел травму ноги и передвигался с гипсовой повязкой. При изучении экспертного заключения адвокатом выяснилось, что при расчете скорости движения пешехода следователь учел факт травмы, но почему-то исходил из того, что на ноге пострадавшего находился протез. В результате скорость движения пешехода в момент выхода на проезжую часть была существенно занижена, что повлияло на выводы следствия и позволило обвинить водителя в том, что он имел техническую возможность предотвратить наезд. Однако, после неоднократных жалоб и ходатайств адвоката, удалось отправить дело на повторную экспертизу, согласно которой «водитель не располагал технической возможностью предотвратить наезд применением торможения с момента начала движения пешехода на пути 2,5 метра со скоростью 5,1 км/ч». Цена подобных следственных и судебных ошибок может быть весьма и весьма высока.

Также без помощи адвоката не обойтись и при разрешении споров со страховыми компаниями, которые под разными предлогами могут уменьшить сумму страхового возмещения или вообще отказать в его выплате, а также нередко навязывают клиентам проведение ремонта именно в тех организациях, с которыми страховщики имеют взаимовыгодные договоренности. В нашей практике было немало случаев, когда автовладельцы, произведя ремонт в указанном страховой компанией автосервисе, теряли в дальнейшем право на гарантийное обслуживание у своего дилера. Нередко бывает, что даже незначительный ремонт затягивается на неопределенно долгий срок, под предлогом ожидания доставки необходимых запасных частей и материалов, а в итоге клиент остается не удовлетворен качеством произведенных работ.

В то же время, адвокаты получают огромное количество жалоб от людей, которым не выплачивалось в установленные сроки страховое возмещение, или его сумма существенно занижалась путем завышения стоимости годных остатков, т.е. неповрежденных деталей, механизмов и узлов. Если страховая компания признает факт конструктивной гибели автомобиля, - это происходит, когда размер затрат на восстановительный ремонт транспортного средства превышает 80 % его дей­ствительной стоимости на момент заключения договора страхования, - выплачивается разница между страховой суммой с учетом износа и стоимостью годных остатков. Завысив цену последних, страховщик искусственно занижает сумм  выплаты. В таких ситуациях мы рекомендуем проводить альтернативную оценку стоимости годных остат­ков с обязательным вызовом представителя страховой компании на осмотр.

Разумеется, заранее предусмотреть все возможные случаи нельзя, каждый из них по-своему уникален. Разобраться поможет только специалист, который зорко следит за изменениями в законодательстве, изучает судебную практику и обладает опытом представления интересов своих клиентов в судах, органах ГИБДД и иных правоохранительных и управомоченных органах. Какие же формы юридического содействия и представительства интересов гражданина предусмотрены современ­ным российским законодательством?

На стадии административного производства порядок рассмотрения дела регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В соответствии со ст. 25.5. КоАП РФ, «для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонару­шении, в производстве по делу об административ­ном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель». Б этой же статье указано, что в качестве защитника или представителя может выступать адвокат или иное лицо, и то, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, а полномочия иного лица удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Следовательно, интересы участника происшествия могут представлять как адвокат, так и юрист, не имеющий адвокатского статуса.

Аналогичным образом, в ходе гражданского судопроизводства для представительства интересов участников дела могут выступать как адвокаты, так и иные лица. Лица, которые не могут быть представителями в суде, указаны в ст. 51 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ): «Судьи, следователи, прокуроры не могут быть представителями в суде, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей».

Если же в результате ДТП кто-либо получит вред здоровью, который по заключению судебно-медицинской экспертизы будет квалифицирован как тяжкий, то в отношении виновного лица, либо по факту, может быть возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса РФ (УК РФ). В соответст­вии со ст. 49 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), при производстве по уголовном делу в качестве защитников допускаются адвокаты. Надо отметить, что до недавнего времени причи­нение вреда средней тяжести также расценивалось как преступное деяние. Согласно федеральному закону от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» п. 189, в части первой ст. 264 УК РФ слова «или средней тяжести» были исключены.

Как же убедиться в профессиональном соответствии автоадвоката - человека, котором в самый ответственный момент вверяется не только защита материальных интересов граждан, но зачастую и судьба нескольких лет жизни?

В первую очередь, стоит прислушаться к рекомендациям знакомых людей, которые пользовались помощью тех или иных адвокатов и составили достаточное представление о профессионализме и результативности их работы. Однако, независимо от степени доверия тем лицам, от которых получена информация об адвокате, прежде чем заключать с ним соглашение об оказании юридической помощи, необходимо провести личную встречу, чтобы установить взаимопонимание и самостоятельно убедиться в компетентности данного специалиста. Если при первоначальной беседе адвокат не демонстрирует стремления полностью вникнуть в суть дела и, не изучая никаких документов, уже готов дать стопроцентную гарантию положительного судебного решения по рассматриваемому вопросу, - это серьезный повод призадуматься. Настоящий, опытный специалист без тщательного изучения документов никогда не станет делать прогнозов и, тем более, не возьмется за дело, подобно тому, как квалифицированный врач не будет ставить медицинский диагноз по телефону.

Также не помешает попросить ознакомления с примерами адвокатского производства по аналогичным делам, в части, не составляющей адвокатской тайны (данные участников и т.п.): опытный адвокат без труда сможет продемонстрировать свои методы работы и показать практические результаты своего профессионализма. В данном слу­чае конкретные решения, определения, постановления об отказе в возбуждении уголовных дел либо об их прекращении из послужного списка адвоката скажут намного больше, чем любая реклама.

В адвокатских образованиях, специализирующихся на ведении дел, связанных с ДТП, как правило, кроме научно-правовой библиотеки общего профиля, формируются фонды справочников по каждому виду транспортных происшествий, имеются свои оригинальные методические разработки, рекомендации и «ноу-хау», а также налаженные контакты со смежниками. Предусмотрительный специалист всегда имеет в своем распоряжении различные наглядные пособия: схемы типовых дорожных развязок, миниатюрные модели машин и т.п., с помощью которых можно прямо на столе реконструировать, смоделировать и проанализировать механизм совершения того или иного ДТП.

Наконец, красноречивым свидетельством профессионализма адвоката является его активное участие в научно-просветительской и социальной деятельности, публичная известность и позитивный общественный резонанс. Стабильность успеха в адвокатской практике невозможна без непрерывного самосовершенствования, углубления знаний в области законодательства и правоведения, постоянного обмена опытом с коллегами-юристами. Поэтому безусловного предпочтения заслуживает тот адвокат, который проводит научную работу, имеет авторские публикации на правовую тематику, читает лекции, ведет семинары, выступает в средствах массовой информации, в том числе и в сети Интернет.

 

Неправильное применение уголовного закона является  одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном  или апелляционном порядке. Если  гражданин  получил  решение суда,  с которым он не согласен, обращайтесь к нам и мы постараемся  помочь.

Осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законный представителям и представитель, а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы,  имеют право  на подачу  апелляционной, кассационной и надзорной жалобы  на  судебное  решение.

Апелляционная, кассационная,  надзорная  жалоба на приговор или иное  судебное решение подготавливается опытным адвокатом по ДТП, как правило, после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями.

По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в  Московскую Коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат" тел.:  +7 (495) 545-69-87, + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-72,  +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73, www.avto-advokat.ru  www.biznes-advokat.ru).


 

[1] В настоящее время правопреемником Коллегии адвокатов "РОСАР" является Московская коллегия адвокатов «РОСАР».

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования