ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС ПРОВЕРИТ СТРАНУ НА ГОТОВНОСТЬ К ДЕМОКРАТИИ

 

Опубликована в газете ""ИЗВЕСТИЯ" № 129

(от 24 июля 2002 г., региональный выпуск)

Семен НОВОПРУДСКИЙ, Евгений ЧУБАРОВ, Борис УСТЮГОВ

 

Вчера заместитель министра внутренних дел, начальник Службы общественной безопасности, генерал-полковник Александр Чекалин и начальник Главного управления ГИБДД (ГАИ) Владимир Федоров провели плановое селекторное совещание с руководителями милиции общественной безопасности и ГАИ на местах. Подводили итоги полугодия. Владимир Федоров публично признал, что личный состав Госавтоинспекции оказался не готов к работе при новом   Кодексе об административных правонарушениях. "Нужно сказать, что мы робко работаем с новым КоАПом, -- печально сказал журналистам Владимир Федоров после совещания. -- Некоторые инспектора даже не могут сдать установленные зачеты по работе с судами и судебными приставами по новому КоАПу". При нищенских зарплатах (максимум -- 4500 рублей в месяц) и родовой привычке брать взятки на месте инспектора с трудом привыкают к западным стандартам поведения. К тому, что в причинах ДТП должен разбираться суд. Западный по сути административный кодекс вошел в очевидное противоречие с традицией неправового решения всех проблем на дорогах -- с помощью банального откупа. Проверка на дорогах становится проверкой государства на способность провести базовые реформы по западному образцу в стране, где государство не привыкло платить своим слугам достойные деньги, зато давало возможность пастись на "вольных хлебах", обирая граждан.

Селекторные совещания ГУ ГИБДД (ГАИ) МВД России с участием журналистов стали практиковаться достаточно давно -- еще со времен, когда главным милиционером страны был Владимир Рушайло. До Чекалина Госавтоинспекцию в МВД курировал нынешний полпред президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев, так жестко распекавший на "селекторе" подчиненных "гаишников", что у тех дрожал голос. Новый куратор ГАИ Александр Чекалин, несмотря на свою интеллигентную внешность, вчера был не менее суров.

-- Уважаемые коллеги. С 1 июля вступили в действие новые УПК и КоАП, в связи с чем была проведена большая подготовительная работа. Вместе с тем в ряде регионов руководители Госавтоинспекции полного взаимодействия с судебными приставами, органами прокуратуры до сих пор не установили. Поэтому прошу исключить перечисление достижений, -- начал совещание Александр Чекалин.

Просьбу генерала не услышали и в меру бодрым голосом зачитывали заготовленные заранее победные реляции. Слово в основном давали представителям проштрафившихся регионов. За полтора часа заслушали представителей ГАИ из Свердловской, Ивановской, Ульяновской, Читинской, Саратовской, Оренбургской областей. Чекалин и Федоров были хорошо подготовлены к совещанию. В частности, общаясь с представителем Ивановской области полковником Владимиром Голубевым, генерал Чекалин осведомился, уволен ли из органов некий майор Саратовский, "который, находясь в нетрезвом состоянии, вел прием граждан". Узнав, что майор уволен, генерал грустно заметил: "К сожалению, у нас есть еще хамы, позволяющие себе такое".

На связи -- полковник Владимир Алешин, рапортующий о работе ГАИ из Ульяновской области.

-- Товарищ полковник, разберитесь, пожалуйста, что за бизнес у вас процветает в Межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе. Ходят какие-то посредники, а люди вынуждены по два-три дня решать свои проблемы, -- потребовал Чекалин.

-- Так точно! -- бодро ответил полковник Алешин.

В ходе общения с заместителем начальника УВД Саратовской области выяснились подробности работы с новым административным законодательством. Из 3,5 тысячи дел за две недели действия нового КоАПа в суд было передано только 25 дел по административным правонарушениям, остальные рассматривались по ранее существующей схеме -- то есть за взятку инспектору на месте происшествия.

В "продвинутой" Москве в суды направлено 450 материалов по нарушениям правил дорожного движения, но до сих пор по ним не принято ни единого решения.

Начальник информационного отдела Управления судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации по Москве Геннадий Сацков сообщил "Известиям", что сводной статистики по применению нового административного кодекса пока нет -- с 1 июля прошло слишком мало времени.

-- Пара дел по ДТП у нас была, -- рассказала помощник председателя Таганского межмуниципального суда Ольга Цуканова. -- И то, наверное, только потому, что наш суд относится к Центральному округу. Мы ожидаем, что к осени таких дел будет значительно больше. Не сказать, чтобы мы радовались: работы у судей прибавится, а зарплату нам никто повышать пока не собирается. Выделить делопроизводство по ДТП в отдельную службу мы не сможем, поскольку районные суды не являются юридическими лицами. Так что разрешать споры между автовладельцами и ГАИ придется всем судьям. А у них и без того полно работы.

-- У нас сейчас затишье перед бурей, -- сообщил "Известиям" координатор программы «Автоадвокат» Сергей Ахундзянов . - Клиенты притихли: раньше они вызывали адвоката по любому поводу, зная, что решения по ДТП выносит ГАИ. А теперь успокоились, решив, видимо, что суды будут выносить адекватные приговоры. О том, что помощь адвокатов нужна и в судах, пока еще никто не думал. Что касается уменьшения коррупции среди работников ГАИ, то за три недели после начала действия административного кодекса я что-то не заметил массового увольнения инспекторов с работы. Взятки им предлагали и будут предлагать - граждане прекрасно знают, как долго наши суды могут рассматривать дела, вот и стараются решить все на месте.

Россия приняла цивилизованный административный кодекс, но не подкрепила его необходимым повышением зарплат автоинспекторам. Та же самая проблема с назревшей и даже перезревшей судебной реформой. Государству придется оплачивать  право граждан защищаться в суде, то есть платить судьям деньги, исключающие возможность массовых взяток. Мы вырулили на дорогу процедурной демократии. А люди - все те же. К тому же процедурная демократия стоит денег, которых мы пока не заработали. Но дороги назад нет. Так что будем осваивать новые правила движения.

Информация взята с сайта www.rbc.ru/

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования