Адвокат по ДТП рекомендует:
ШОФЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ НАДЕЖЕН (ПРОБЛЕМА ПОДБОРА ВОДИТЕЛЯ ДЛЯ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)
Опубликовано в журнал е Security" № 4, 1995 г.Автоэксперт, автор Смелов И.В.
В современных условиях любая предпринимательская и коммерческая деятельность невозможна без использования автомобильного транспорта. По дорогам перевозятся всевозможные грузы и ценности, бизнесмены и руководители предприятий значительную часть времени проводят на колесах. Но именно во время движения транспортные средства, их грузы, пассажиры и водители наиболее уязвимы со стороны криминальных элементов, что делает нападения на транспортные средства с самыми разными целями весьма распространенным видом преступлений. Нередки случаи, когда специально организуется дорожно-транспортное происшествие, преследующее такие цели как физическое устранение конкретного лица, оказание на него давления, повреждение или уничтожение имущества лиц или организаций, повреждение или уничтожение собственного транспортного средства с последующим получением денежной компенсации. При этом происшедшее обычно выглядит как результат неблагоприятного стечения обстоятельств, в отличие, например, от разбойного нападения, где никакой маскировки под несчастный случай не требуется. В этой связи, наряду с другими мерами, направленными на обеспечение безопасности перевозок, на одно из первых мест выходит проблема правильного подбора водителя транспортного средства, роль которого в системе "водитель-автомобиль-среда движения" чрезвычайно высока. Рассмотрим тот минимальный набор требований, которым безусловно должен удовлетворять кандидат. Этот набор не является чрезмерным и продиктован спецификой предстоящей работы. Ведь речь идет о подборе оператора довольно сложной системы и подход к этому должен быть соответствующим, ибо слишком дорогой может быть цена ошибки. Более того, в дальнейшем необходимы дополнительная подготовка и периодическое повышение квалификации, которые должны быть правильно организованы. Как известно, трудно быть одновременно хорошим водителем всех категорий автомобилей сразу. Поэтому, при подборе кандидата, необходимо выяснить, с какими транспортными средствами, в основном, ему приходилось иметь дело (легковыми, грузовыми, автобусами и т.п.). Ведь кроме умения уверенно управлять автомобилями определенных марок, необходимо также хорошее знание их материальной части и умение быстро и технически грамотно диагностировать и устранить хотя бы простейшие неисправности. Ориентироваться здесь только на классность водителя или его стаж недостаточно, даже если в его водительском удостоверении открыты все категории, что зачастую не является показателем подлинного мастерства. (Кстати, купить в настоящее время водительское удостоверение довольно просто, что следует иметь в виду). Очень желательно, чтобы водительский стаж был не менее 5-7 лет. За это время уже набирается определенный опыт и надежность водителя становится намного выше. Предпочтение следует отдавать тем водителям, которые занимались автоспортом и имеют навыки управления транспортным средством на высоких скоростях и в экстремальных ситуациях. Это особенно важно, поскольку, как указывалось выше, такие ситуации могут создаваться специально, и водитель должен уметь их чувствовать заранее, а попав в подобную ситуацию - уверенно выходить из нее. Таксисты, которых часто с удовольствием принимают на работу в коммерческие структуры, далеко не всегда удовлетворяют данному требованию. Напротив, порой их агрессивный стиль езды, сопряженный с риском, нередко приводит к созданию аварийной ситуации на дороге и ДТП. В дальнейшем, принятый на работу водитель должен будет обязательно пройти контраварийную подготовку на специальных курсах созданных, например, при крупных автоклубах, где его ознакомят с приемами силового и психологического воздействия на водителей и обучат соответствующим контрприемам, стратегии и тактике поведения на дороге, научат заблаговременно распознавать опасность, в том числе и специально созданную, и не попадать в критические ситуации. Здесь следует непременно заметить, что эти приемы высшего пилотажа являются по сути оружием и важно не допустить, чтобы это оружие попало в плохие руки. Руководителям же коммерческих организаций не следует экономить на такой подготовке своих водителей. К сожалению, пока система комплексного отбора водителей и подготовка из них супердрайверов, своего рода водительской элиты, для наиболее ответственных участков работы, в настоящее время отсутствует. Имеются отдельные, иногда довольно интересные попытки такую систему создать. Есть все основания полагать, что создание подобных специализированных центров подготовки дело не столь отдаленного будущего, поскольку такая необходимость давно назрела и продиктована самой жизнью. Причем речь идет не только об отборе и тестировании водителей и последующей рекомендации их для работы в той или иной структуре, а именно об их подготовке. Ведь гораздо проще и предпочтительней получить уже готового водителя с наперед заданными гарантированными качествами, чем самому заниматься его подбором и подготовкой, часто непрофессионально и в кустарных условиях. Кроме чисто водительского весьма важен и жизненный опыт, социальная зрелость кандидата. Оптимальными для принимаемых на работу являются возрастные рамки 25-35 лет, когда, как правило, хорошая физическая форма сочетается с социальной зрелостью и жизненным опытом. Если водителю предстоит быть личным шофером, например, директора фирмы, то обязательно следует учесть и такой аспект, как психологическая совместимость будущих начальника и подчиненного. Здесь помощь профессионального психолога и его заключение были бы очень кстати. Лучше всего, если кандидат в водители будет относиться к сангвиникам или флегматикам, т.е. к людям с сильным и устойчивым типом нервной системы. Люди холерического типа менее желательны, т.к. в сложной обстановке могут вспылить, поддаться эмоциям и т.п., что может иметь неприятные последствия. И уж совсем нежелательны меланхолики, т.е. люди со слабым и неустойчивым типом нервной системы, которые в критический момент могут даже впасть в оцепенение и полностью утратить контроль над ситуацией. Из сказанного вовсе не следует, что отбор должен быть столь же строгим, как, например, на пост оператора АЭС, в экипаж подводного ракетоносца или на орбитальную станцию. Однако, считаться и с этими аспектами проблемы придется неизбежно. Важно обратить внимание и на моральный облик кандидата, его человеческие качества, уровень образования и культуры. Нельзя также исключать и то, что криминальные структуры или конкуренты под видом водителя попытаются внедрить своего человека, и здесь никакая дополнительная проверка лишней не будет. Но это уже забота службы безопасности. В ряде случаев представляется целесообразным, чтобы водитель, например, директора фирмы, одновременно являлся бы охранником и ему было разрешено ношение оружия или спецсредств. Поэтому, отдельных кандидатов в водители необходимо сразу ориентировать на возможность такой подготовки и предусмотреть ее в дальнейшем. Иногда руководители небольших коммерческих организаций, желая сэкономить средства, предпочитают обходиться вообще без личного шофера и сами выполняют его функцию. От подобной практики следует решительно отказаться по следующим причинам. Во-первых, даже во время относительно коротких поездок предприниматель, чаще всего, продолжает решать производственные вопросы и при этом сконцентрировать свое внимание еще и на дорожной обстановке и полностью переключиться на процесс управления автомобилем просто не в состоянии. Здесь, как говорится, за двумя зайцами погонишься ... Во-вторых, трудно быть одновременно хорошим руководителем производства и удовлетворять при этом вышеперечисленным требованиям к водителю. В-третьих, в случае возникновения ряда технических неисправностей в пути, водителю предстоит их обнаружить и грамотно и быстро устранить, не говоря уже о поддержании закрепленного транспортного средства в технически исправном состоянии. В-четвертых, водитель должен подавать машину своему шефу, лишь тщательно ее осмотрев на предмет отсутствия тех же взрывных устройств. Причем, именно подавать (!), а не садиться вместе в автомобиль и заводить двигатель. В-пятых, безопасность тандема "водитель-шеф", в случае нападения или иного инцидента в пути, будет на порядок выше. Далее, прием на работу должен осуществляться только с испытательным сроком, в течение которого кандидат должен будет более детально изучить устройство и техническое обслуживание закрепленного автомобиля, маршруты предстоящих поездок, включая прилегающие территории и внутриквартальные проезды, дислокацию отделений милиции и постов ГАИ, освоить пользование средствами радиосвязи, которыми наверняка будет оборудован автомобиль, познакомиться с основными направлениями деятельности фирмы и будущими коллегами по работе. Окончательно вопрос о приеме на работу может быть решен лишь после успешного завершения испытательного срока. Подводя итог вышеизложенному, можно кратко сформулировать рекомендации при самостоятельном подборе водителя на ответственные участки в сферу предпринимательства и требования, которым должен удовлетворять кандидат: - возраст - в пределах 25-35 лет, хорошая физическая форма, желательно владение приемами рукопашного боя; - отсутствие криминального прошлого; - водительский стаж - не менее 5-7 лет и знание материальной части транспортного средства, на котором предстоит работать; - умение уверенно управлять автомобилем на высоких скоростях и в экстремальных ситуациях; - коммуникабельность, а также психологическая совместимость с непосредственным начальником. После успешного завершения испытательного срока и окончательного приема на работу необходимо обеспечить: - прохождение контраварийной и тактико-специальной подготовки; - обучение водителя по программе подготовки частной охраны. Автоэксперт Смелов И.В. тел. +7 (910) 519-15-56 Если физическому или юридическому лицам нужна квалифицированная юридическая помощь, не теряйте время, звоните нам, и мы сможем помочь. Обращайтесь. Отсутствие квалифицированной юридической помощи по уголовным делам может повлечь негативные последствия. Несправедливость судебного решения является одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном или апелляционном порядке. Опытный адвокат по ДТП после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания и принятыми судебными решениями напишет апелляционную, кассационную, надзорную жалобу на приговор или иное решение суда.
По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в Московскую коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат": тел.: + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73.
|
|
|
|
|