Главная Сми, наши публикации Наши публикации

 

Адвокат по ДТП советует:

 

ЕСЛИ ПРОИЗОШЛА АВАРИЯ...

 

Опубликовано в журнале Security" № 2(7), 1996 г..

  Автотехнический эксперт, автор Смелов И.В.

 

Даже самые опытные и осторожные водители, к сожалению, на сто процентов от аварии не застрахованы. Как говорится, не ты - так те­бя.

Надо признать, что сегодня вероятность оказаться жертвой дорож­но-транспортного происшествия гораздо выше, чем несколько лет назад. С одной стороны это обусловлено увеличением общей численности транс­портных средств на дорогах, ростом скоростей, с другой - армия води­телей значительно пополнилась и продолжает пополняться молодыми но­вичками, не имеющими достаточного водительского опыта, да и жизнен­ного тоже. Зато их отсутствие часто восполняется наглостью и хамс­твом за рулем, чувством вседозволенности и полным пренебрежением к требованиям Правил дорожного движения. Эти качества, помноженные на десятки и сотни лошадиных сил, представляют серьезную опасность. Не способствует повышению безопасности и соседство самых современных скоростных автомашин вместе на одной дороге со "старичками", выпу­щенными в 50-70-е годы. Здесь, как в небе, другой эшелон уже не зай­мешь. Приходится искать пути мирного сосуществования и быть терпи­мым, что не каждому дано. В противном случае начинается работа лок­тями, которая обычно приводит к очень печальному финалу.

Что же все-таки делать, если волею судьбы Вы оказались участни­ком дорожно-транспортного происшествия? К этой теме уже не раз обращались многие популярные и специальные издания. В большинстве случа­ев все, как правило, сводится к пересказу Правил дорожного движения, рекомендациям по экспресс-оценке стоимости восстановительного ремон­та прямо на месте ДТП или дискуссиям на тему: вызывать или не вызы­вать работников ГАИ, отдавать или нет в залог свой автомобиль и до­кументы и т.п. Автор этих строк, занимаясь вопросами безопасности движения свыше полутора десятков лет и имея за плечами сотни прове­денных автотехнических экспертиз, хотел бы поделиться с участниками ДТП некоторыми своими соображениями и дать им ряд практических реко­мендаций, которые могут помочь избежать больших неприятностей, сэко­номить время и деньги, защитить свое доброе имя.

Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда столкнулись два автомобиля, но, к счастью, все обошлось без человеческих жертв. Прежде всего необходимо во что бы то ни стало сохранить самооблада­ние и ясную голову. Эмоциям можно будет поддаться в другое время и в другом месте. Постарайтесь предельно корректно разговаривать с дру­гим водителем, даже если он в непечатных выражениях дает оценку Вам и Вашей роли в случившемся. Очень редко другая сторона, даже если полностью виновата, честно признается Вам в этом и предложит взять у нее деньги за ремонт. Это, скорей, из области фантастики.

Своими силами на месте даже приблизительно определить стоимость предстоящего ремонта - штука почти что безнадежная. Ошибка может быть огромной, как в ту, так и в другую сторону. Однако, имейте в виду, что даже небольшая царапина на полированном боку "шестисотого" Мерседеса, например, потянет на несколько миллионов, а если он сов­сем новый, то потеря товарного вида выльется в такую сумму, узнав о величине которой, даже очень хладнокровные лишатся дара речи. Конеч­но, перспектива разойтись на месте, без комиссий ГАИ и судов выгля­дит очень заманчиво, вот только сделать это становится все трудней. Никто так просто не желает платить немалые суммы, даже если и чувс­твует за собой какую-то вину.

Предположим, Вы считаете, что сами виноваты в случившемся. А Вы уверены, что другой участник ДТП своими действиями не способствовал наступлению столь неблагоприятных последствий? Вы абсолютно уверены, что он не превысил скорость, соблюдал все требования ПДД, технически грамотно управлял своим автомобилем? Скорей всего - нет. Не исключе­но, что его действия и нарушения лежат в прямой причинной связи с ДТП. Сам он Вам об этом не скажет, а Вы эти детали и обстоятельства вряд ли установите самостоятельно. Очень может оказаться, что ви­на-то обоюдная или вообще целиком лежит на другой стороне. Таким об­разом, главный вопрос, который должен быть решен первым, это не сколько платить, а кто виноват и в какой степени. Если сумеете его решить сразу на месте - можете переходить к вопросам денежным. Но не наоборот. Если своими силами объективно определить степень вины каж­дого нельзя - вызывайте, в соответствии с требованиями Правил, ГАИ. Пусть, как и положено, этим занимаются специалисты. Не исключено, что в дальнейшем для установления истины понадобится проведение ав­тотехнической экспертизы, которая ответит на многие вопросы.

Однако, если водитель и пассажиры другой автомашины на месте ДТП предъявят Вам аргумент калибра 9 мм или что-то в этом роде, то играть придется по их правилам. Не спорьте, старайтесь потянуть вре­мя и, если "попросят", отдайте им свою автомашину, документы, день­ги. Жизнь дороже стоит. Иначе в заложники могут взять Вас. Такое уже бывало.

Отдельно надо сказать о существующей практике, когда в залог берут автомобиль. Не делайте этого сами и старайтесь не отдавать свой. Все это малоэффективно и чревато неприятностями (даже если при этом оформляется генеральная доверенность). Имейте в виду, что Вашу автомашину, если она мало пострадала в результате ДТП, могут начать эксплуатировать. Фактически Вы передали управление ей неизвестно ко­му. Если в это время на ней совершат еще одно ДТП, то возмещать ущерб придется Вам, как владельцу источника повышенной опасности. Кроме того, возможен случай, когда Вашу автомашину используют как орудие преступления. А тут о последствиях и говорить не стоит.

Итак, Вы решили вызывать ГАИ и сообщили о случившемся на бли­жайший пост или в отделение. Пока не подъехали работники милиции, Вашей главной задачей является сохранение обстановки и следов на месте происшествия. Любопытные, появляющиеся сразу, словно из под земли, начинают дружно эти следы затаптывать, чего допускать нельзя. Постарайтесь не упустить свидетелей, чьи показания и помощь в деле установления истины будут крайне необходимы. Если у Вас с собой ока­зался фотоаппарат или видеокамера - обязательно сразу же сделайте несколько снимков, на которых должна быть запечетлена общая обста­новка на месте ДТП и взаимное расположение Ваших транспортных средств. Желательно, чтобы в кадр попали номерные знаки машин. При использовании видеокамеры пусть будет выведена дата и текущее время. Отдельно следует заснять механические повреждения на машинах и следы на проезжей части, в частности, следы торможения, осколки стекол, осыпавшуюся с крыльев грязь, следы технических жидкостей. Все это нужно из-за того, что многие важные следы и детали обстановки еще до приезда работников ГАИ могут исчезнуть или быть уничтожены, другой водитель может передвинуть свой автомобиль или вообще уехать. Не исключено, что и Вам придется убирать свою машину с проезжей части. И хотя эти Ваши снимки не будут иметь той силы доказательства, кото­рая будет у тех, что сделает (а сделает ли?) работник милиции в при­сутствии понятых, тем не менее, во внимание они будут приняты (если, разумеется, Вы на этом будете настаивать). К сожалению, съемка на месте ДТП производится крайне редко даже в случае с человеческими жертвами и, скорей всего, Ваши снимки будут единственными.

Приехав на место происшествия, работники ГАИ очень часто сразу делают скоропалительный вывод о виновности одного из водителей, хотя их главная задача состоит в том, чтобы предельно точно и аккуратно зафиксировать обстановку на месте ДТП. Вопрос же о чьей-либо винов­ности должен решаться только после того, как будут собраны все необ­ходимые материалы по факту данной аварии. Для этого есть комиссия ГАИ, суд. В протоколе, который работники милиции составят на месте и дадут Вам на подпись, стоит "подпись нарушителя". Слово "нарушителя" обязательно исправьте на "участника ДТП", "водителя", "владельца транспортного средства". Если подпишете протокол так, как есть - сильно осложните себе жизнь. Вам потом не раз напомнят, что Вы свою вину уже признали, а теперь почему-то возражаете. Пусть Ваша вина будет убедительно доказана конкретными фактами, показаниями очевид­цев, расчетами, ссылками на требования ПДД и т.п. Как упоминалось выше, вина часто бывает обоюдной и делится в определенной пропорции между участниками ДТП. Например, один водитель создал опасную (но еще не аварийную!) ситуацию на дороге, а другой сделал все возмож­ное, чтобы довести ее до ДТП. Однако на практике всю вину обычно возлагают на кого-то одного. Так быстрей и проще. Сторона, не приз­нанная виновной, после этого определяет стоимость восстановительного ремонта и, если в добровольной выплате денег ей отказывают, обраща­ется с исковым заявлением в суд. Можно привести немало примеров, когда уже в суде, при рассмотрении исковых заявлений, вдруг выясня­лось, что виноват, оказывается, не этот, а другой водитель и все расходы, которые понес истец, фактически пропали даром. Более того, впереди теперь у него безрадостная перспектива выступать в роли от­ветчика со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но вернемся к осмотру работниками ГАИ места происшествия. Вот здесь Вам безучастно стоять в сторонке никак нельзя. Помните, что Вы вправе обращать внимание производящих осмотр на те или иные детали обстановки и следы на месте ДТП, другие важные моменты. Здесь умест­но напомнить слова Ильфа и Петрова, что спасение утопающих- дело рук самих утопающих. Учтите, что протокол осмотра места происшествия (в случаях, когда он должен составляться) и схему подписывать Вам. Ни­каких подписей не ставьте, пока с ними внимательно не ознакомитесь и не убедитесь, что там все верно. Однажды в суде ответчик стал дока­зывать, что в протоколе и на схеме многое не соответствует обстанов­ке (что в действительности имело место). На вопрос судьи, почему он тогда их подписал, ответчик сказал, что сильно волновался и в тот момент думал больше о своей разбитой машине. Доказать он так ничего и не смог, поскольку другая сторона это не подтверждала и были также подписи понятых. Кстати, понятыми обычно являются случайные водители или прохожие и им, чаще всего, происходящее глубоко безразлично. Проконтролируйте, чтобы схема была составлена аккуратно, в прямоу­гольной системе координат, с нанесением всех размеров. Попробуйте мысленно, по имеющимся размерам, восстановить в масштабе всю обста­новку на месте происшествия. Если при этом окажется, что одного-двух размеров не хватает - потребуйте, чтобы их замерили, нанесли на схе­му и отразили в протоколе. Проследите, чтобы не было никаких измере­ний шагами. Только рулеткой. В проведении замеров лучше участвуйте сами. Проверьте, чтобы на схеме была обозначена точка столкновения. Обычно это никто не делает, несмотря на такую необходимость. Опреде­лить ее нетрудно. В момент столкновения, как правило, с крыльев ав­томашин осыпается сухая грязь, а видимые следы торможения резко ме­няют свое направление. Что касается видимых следов торможения, то их постоянно и совершенно неправильно в протоколах и на схемах обозна­чают, как тормозной путь. Но на самом деле - это только часть тор­мозного пути, а сам тормозной путь гораздо длиннее. Пусть вещи будут названы своими именами. Проследите, чтобы черные следы скольжения шин по асфальту были точно замерены и названы, например, следами юза, следами скольжения шин, видимыми следами торможения, но только не тормозным путем. Не питайте иллюзий, что осмотром Вашего места происшествия будут заниматься уж очень большие специалисты. Если нет человеческих жертв, а пострадало только железо, то весь осмотр пос­тараются сделать максимально быстро, чтобы скорее освободить проез­жую часть.

Бывает так, что следов торможения на месте происшествия нет. Это существенно затруднит в дальнейшем определение скорости движения транспортного средства. Очень часто в таких случаях скорость указы­вают со слов самого водителя, который, порой из самых лучших побуждений, занижает ее фактическое значение.  Например, движение разрешено со скоростью 60 км/час и водитель перед столкновением ехал  примерно так. Желая подстраховаться, он говорит, что его скорость была в пределах 40 км/час.  Может оказаться,  что в этом случае он имел техническую возможность предотвратить аварию.  Сразу возникает закономер­ный вопрос: а почему он ей тогда не воспользовался?

В том случае, если на Вас наложен штраф (за нарушение ПДД) и Вы его уплатили, то в дальнейшем, за неимением других доказательств, Вам непременно скажут, что раз Вы уплатили штраф, значит полностью себя признали виновным и на этом основании Ваша вина убедительно (?!) доказана. Здесь комментарии излишни. На это Вам следует отве­тить, что на дворе сейчас не 37-й год, виновным Вы себя не считали и не считаете, а деньги уплатили лишь затем, чтобы таким образом ВЫКУ­ПИТЬ свое изъятое водительское удостоверение.

После того, как работа на месте ДТП закончится и Вы уедете с места происшествия, постарайтесь еще до комиссии ГАИ проконсультиро­ваться со специалистом в области автоаварий и, при необходимости, заручиться его поддержкой в дальнейшем. В идеале это должен быть эксперт-автотехник, обладающий также юридическими познаниями. В крайнем случае, можно обратиться к инженеру по безопасности движения автохозяйства, преподавателю или выпускнику автомобильного факульте­та соответствующего ВУЗа. Выводы специалиста помогут Вам также ре­шить вопрос и о необходимости адвоката. Может оказаться, что его ус­луги и не понадобятся. На комиссию в ГАИ в одиночку лучше не ходить. Против Вас выступает очень сильная организация. Возьмите с собой свидетелей, специалиста, защитника, представителей средств массовой информации. Имейте в виду, что и близкие родственники также являются свидетелями, что бы Вам по этому поводу ни говорили.

Если в результате аварии имеются человеческие жертвы, то неу­коснительное соблюдение приведенных выше рекомендаций приобретает особую значимость. Ведь на карту теперь поставлены Ваши доброе имя и даже свобода!

Очень хочется пожелать, чтобы все, о чем здесь шла речь, никогда Вам не пригодилось, но если уж случится несчастье, пусть эти зна­ния помогут Вам с минимальными потерями выйти из создавшегося положения.

 

Автоэксперт Смелов И.В.

тел. +7 (910) 519-15-56

 

По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в  Московскую коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат":

тел.:  + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-72,  +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73.

 avto-advokat@mail.ru.

 

Rambler's Top100

Яндекс цитирования