Адвокат по ДТП советует:
ЕСЛИ ПРОИЗОШЛА АВАРИЯ...
Опубликовано в журнал е Security" № 2(7), 1996 г..Автотехнический эксперт, автор Смелов И.В.
Даже самые опытные и осторожные водители, к сожалению, на сто процентов от аварии не застрахованы. Как говорится, не ты - так тебя. Надо признать, что сегодня вероятность оказаться жертвой дорожно-транспортного происшествия гораздо выше, чем несколько лет назад. С одной стороны это обусловлено увеличением общей численности транспортных средств на дорогах, ростом скоростей, с другой - армия водителей значительно пополнилась и продолжает пополняться молодыми новичками, не имеющими достаточного водительского опыта, да и жизненного тоже. Зато их отсутствие часто восполняется наглостью и хамством за рулем, чувством вседозволенности и полным пренебрежением к требованиям Правил дорожного движения. Эти качества, помноженные на десятки и сотни лошадиных сил, представляют серьезную опасность. Не способствует повышению безопасности и соседство самых современных скоростных автомашин вместе на одной дороге со "старичками", выпущенными в 50-70-е годы. Здесь, как в небе, другой эшелон уже не займешь. Приходится искать пути мирного сосуществования и быть терпимым, что не каждому дано. В противном случае начинается работа локтями, которая обычно приводит к очень печальному финалу. Что же все-таки делать, если волею судьбы Вы оказались участником дорожно-транспортного происшествия? К этой теме уже не раз обращались многие популярные и специальные издания. В большинстве случаев все, как правило, сводится к пересказу Правил дорожного движения, рекомендациям по экспресс-оценке стоимости восстановительного ремонта прямо на месте ДТП или дискуссиям на тему: вызывать или не вызывать работников ГАИ, отдавать или нет в залог свой автомобиль и документы и т.п. Автор этих строк, занимаясь вопросами безопасности движения свыше полутора десятков лет и имея за плечами сотни проведенных автотехнических экспертиз, хотел бы поделиться с участниками ДТП некоторыми своими соображениями и дать им ряд практических рекомендаций, которые могут помочь избежать больших неприятностей, сэкономить время и деньги, защитить свое доброе имя. Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда столкнулись два автомобиля, но, к счастью, все обошлось без человеческих жертв. Прежде всего необходимо во что бы то ни стало сохранить самообладание и ясную голову. Эмоциям можно будет поддаться в другое время и в другом месте. Постарайтесь предельно корректно разговаривать с другим водителем, даже если он в непечатных выражениях дает оценку Вам и Вашей роли в случившемся. Очень редко другая сторона, даже если полностью виновата, честно признается Вам в этом и предложит взять у нее деньги за ремонт. Это, скорей, из области фантастики. Своими силами на месте даже приблизительно определить стоимость предстоящего ремонта - штука почти что безнадежная. Ошибка может быть огромной, как в ту, так и в другую сторону. Однако, имейте в виду, что даже небольшая царапина на полированном боку "шестисотого" Мерседеса, например, потянет на несколько миллионов, а если он совсем новый, то потеря товарного вида выльется в такую сумму, узнав о величине которой, даже очень хладнокровные лишатся дара речи. Конечно, перспектива разойтись на месте, без комиссий ГАИ и судов выглядит очень заманчиво, вот только сделать это становится все трудней. Никто так просто не желает платить немалые суммы, даже если и чувствует за собой какую-то вину. Предположим, Вы считаете, что сами виноваты в случившемся. А Вы уверены, что другой участник ДТП своими действиями не способствовал наступлению столь неблагоприятных последствий? Вы абсолютно уверены, что он не превысил скорость, соблюдал все требования ПДД, технически грамотно управлял своим автомобилем? Скорей всего - нет. Не исключено, что его действия и нарушения лежат в прямой причинной связи с ДТП. Сам он Вам об этом не скажет, а Вы эти детали и обстоятельства вряд ли установите самостоятельно. Очень может оказаться, что вина-то обоюдная или вообще целиком лежит на другой стороне. Таким образом, главный вопрос, который должен быть решен первым, это не сколько платить, а кто виноват и в какой степени. Если сумеете его решить сразу на месте - можете переходить к вопросам денежным. Но не наоборот. Если своими силами объективно определить степень вины каждого нельзя - вызывайте, в соответствии с требованиями Правил, ГАИ. Пусть, как и положено, этим занимаются специалисты. Не исключено, что в дальнейшем для установления истины понадобится проведение автотехнической экспертизы, которая ответит на многие вопросы. Однако, если водитель и пассажиры другой автомашины на месте ДТП предъявят Вам аргумент калибра 9 мм или что-то в этом роде, то играть придется по их правилам. Не спорьте, старайтесь потянуть время и, если "попросят", отдайте им свою автомашину, документы, деньги. Жизнь дороже стоит. Иначе в заложники могут взять Вас. Такое уже бывало. Отдельно надо сказать о существующей практике, когда в залог берут автомобиль. Не делайте этого сами и старайтесь не отдавать свой. Все это малоэффективно и чревато неприятностями (даже если при этом оформляется генеральная доверенность). Имейте в виду, что Вашу автомашину, если она мало пострадала в результате ДТП, могут начать эксплуатировать. Фактически Вы передали управление ей неизвестно кому. Если в это время на ней совершат еще одно ДТП, то возмещать ущерб придется Вам, как владельцу источника повышенной опасности. Кроме того, возможен случай, когда Вашу автомашину используют как орудие преступления. А тут о последствиях и говорить не стоит. Итак, Вы решили вызывать ГАИ и сообщили о случившемся на ближайший пост или в отделение. Пока не подъехали работники милиции, Вашей главной задачей является сохранение обстановки и следов на месте происшествия. Любопытные, появляющиеся сразу, словно из под земли, начинают дружно эти следы затаптывать, чего допускать нельзя. Постарайтесь не упустить свидетелей, чьи показания и помощь в деле установления истины будут крайне необходимы. Если у Вас с собой оказался фотоаппарат или видеокамера - обязательно сразу же сделайте несколько снимков, на которых должна быть запечетлена общая обстановка на месте ДТП и взаимное расположение Ваших транспортных средств. Желательно, чтобы в кадр попали номерные знаки машин. При использовании видеокамеры пусть будет выведена дата и текущее время. Отдельно следует заснять механические повреждения на машинах и следы на проезжей части, в частности, следы торможения, осколки стекол, осыпавшуюся с крыльев грязь, следы технических жидкостей. Все это нужно из-за того, что многие важные следы и детали обстановки еще до приезда работников ГАИ могут исчезнуть или быть уничтожены, другой водитель может передвинуть свой автомобиль или вообще уехать. Не исключено, что и Вам придется убирать свою машину с проезжей части. И хотя эти Ваши снимки не будут иметь той силы доказательства, которая будет у тех, что сделает (а сделает ли?) работник милиции в присутствии понятых, тем не менее, во внимание они будут приняты (если, разумеется, Вы на этом будете настаивать). К сожалению, съемка на месте ДТП производится крайне редко даже в случае с человеческими жертвами и, скорей всего, Ваши снимки будут единственными. Приехав на место происшествия, работники ГАИ очень часто сразу делают скоропалительный вывод о виновности одного из водителей, хотя их главная задача состоит в том, чтобы предельно точно и аккуратно зафиксировать обстановку на месте ДТП. Вопрос же о чьей-либо виновности должен решаться только после того, как будут собраны все необходимые материалы по факту данной аварии. Для этого есть комиссия ГАИ, суд. В протоколе, который работники милиции составят на месте и дадут Вам на подпись, стоит "подпись нарушителя". Слово "нарушителя" обязательно исправьте на "участника ДТП", "водителя", "владельца транспортного средства". Если подпишете протокол так, как есть - сильно осложните себе жизнь. Вам потом не раз напомнят, что Вы свою вину уже признали, а теперь почему-то возражаете. Пусть Ваша вина будет убедительно доказана конкретными фактами, показаниями очевидцев, расчетами, ссылками на требования ПДД и т.п. Как упоминалось выше, вина часто бывает обоюдной и делится в определенной пропорции между участниками ДТП. Например, один водитель создал опасную (но еще не аварийную!) ситуацию на дороге, а другой сделал все возможное, чтобы довести ее до ДТП. Однако на практике всю вину обычно возлагают на кого-то одного. Так быстрей и проще. Сторона, не признанная виновной, после этого определяет стоимость восстановительного ремонта и, если в добровольной выплате денег ей отказывают, обращается с исковым заявлением в суд. Можно привести немало примеров, когда уже в суде, при рассмотрении исковых заявлений, вдруг выяснялось, что виноват, оказывается, не этот, а другой водитель и все расходы, которые понес истец, фактически пропали даром. Более того, впереди теперь у него безрадостная перспектива выступать в роли ответчика со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но вернемся к осмотру работниками ГАИ места происшествия. Вот здесь Вам безучастно стоять в сторонке никак нельзя. Помните, что Вы вправе обращать внимание производящих осмотр на те или иные детали обстановки и следы на месте ДТП, другие важные моменты. Здесь уместно напомнить слова Ильфа и Петрова, что спасение утопающих- дело рук самих утопающих. Учтите, что протокол осмотра места происшествия (в случаях, когда он должен составляться) и схему подписывать Вам. Никаких подписей не ставьте, пока с ними внимательно не ознакомитесь и не убедитесь, что там все верно. Однажды в суде ответчик стал доказывать, что в протоколе и на схеме многое не соответствует обстановке (что в действительности имело место). На вопрос судьи, почему он тогда их подписал, ответчик сказал, что сильно волновался и в тот момент думал больше о своей разбитой машине. Доказать он так ничего и не смог, поскольку другая сторона это не подтверждала и были также подписи понятых. Кстати, понятыми обычно являются случайные водители или прохожие и им, чаще всего, происходящее глубоко безразлично. Проконтролируйте, чтобы схема была составлена аккуратно, в прямоугольной системе координат, с нанесением всех размеров. Попробуйте мысленно, по имеющимся размерам, восстановить в масштабе всю обстановку на месте происшествия. Если при этом окажется, что одного-двух размеров не хватает - потребуйте, чтобы их замерили, нанесли на схему и отразили в протоколе. Проследите, чтобы не было никаких измерений шагами. Только рулеткой. В проведении замеров лучше участвуйте сами. Проверьте, чтобы на схеме была обозначена точка столкновения. Обычно это никто не делает, несмотря на такую необходимость. Определить ее нетрудно. В момент столкновения, как правило, с крыльев автомашин осыпается сухая грязь, а видимые следы торможения резко меняют свое направление. Что касается видимых следов торможения, то их постоянно и совершенно неправильно в протоколах и на схемах обозначают, как тормозной путь. Но на самом деле - это только часть тормозного пути, а сам тормозной путь гораздо длиннее. Пусть вещи будут названы своими именами. Проследите, чтобы черные следы скольжения шин по асфальту были точно замерены и названы, например, следами юза, следами скольжения шин, видимыми следами торможения, но только не тормозным путем. Не питайте иллюзий, что осмотром Вашего места происшествия будут заниматься уж очень большие специалисты. Если нет человеческих жертв, а пострадало только железо, то весь осмотр постараются сделать максимально быстро, чтобы скорее освободить проезжую часть. Бывает так, что следов торможения на месте происшествия нет. Это существенно затруднит в дальнейшем определение скорости движения транспортного средства. Очень часто в таких случаях скорость указывают со слов самого водителя, который, порой из самых лучших побуждений, занижает ее фактическое значение. Например, движение разрешено со скоростью 60 км/час и водитель перед столкновением ехал примерно так. Желая подстраховаться, он говорит, что его скорость была в пределах 40 км/час. Может оказаться, что в этом случае он имел техническую возможность предотвратить аварию. Сразу возникает закономерный вопрос: а почему он ей тогда не воспользовался? В том случае, если на Вас наложен штраф (за нарушение ПДД) и Вы его уплатили, то в дальнейшем, за неимением других доказательств, Вам непременно скажут, что раз Вы уплатили штраф, значит полностью себя признали виновным и на этом основании Ваша вина убедительно (?!) доказана. Здесь комментарии излишни. На это Вам следует ответить, что на дворе сейчас не 37-й год, виновным Вы себя не считали и не считаете, а деньги уплатили лишь затем, чтобы таким образом ВЫКУПИТЬ свое изъятое водительское удостоверение. После того, как работа на месте ДТП закончится и Вы уедете с места происшествия, постарайтесь еще до комиссии ГАИ проконсультироваться со специалистом в области автоаварий и, при необходимости, заручиться его поддержкой в дальнейшем. В идеале это должен быть эксперт-автотехник, обладающий также юридическими познаниями. В крайнем случае, можно обратиться к инженеру по безопасности движения автохозяйства, преподавателю или выпускнику автомобильного факультета соответствующего ВУЗа. Выводы специалиста помогут Вам также решить вопрос и о необходимости адвоката. Может оказаться, что его услуги и не понадобятся. На комиссию в ГАИ в одиночку лучше не ходить. Против Вас выступает очень сильная организация. Возьмите с собой свидетелей, специалиста, защитника, представителей средств массовой информации. Имейте в виду, что и близкие родственники также являются свидетелями, что бы Вам по этому поводу ни говорили. Если в результате аварии имеются человеческие жертвы, то неукоснительное соблюдение приведенных выше рекомендаций приобретает особую значимость. Ведь на карту теперь поставлены Ваши доброе имя и даже свобода! Очень хочется пожелать, чтобы все, о чем здесь шла речь, никогда Вам не пригодилось, но если уж случится несчастье, пусть эти знания помогут Вам с минимальными потерями выйти из создавшегося положения.
Автоэксперт Смелов И.В. тел. +7 (910) 519-15-56
По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в Московскую коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат": тел.: + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73.
|
|
|
|
|