ВЗАИМОПОНИМАНИЕ НА ДОРОГЕ
Опубликовано в журнале «Домашний адвокат», № 10, 2009 г. Автор: участник Программы "АВТОАДВОКАТ", АХУНДЗЯНОВА Е.С., адвокат, кандидат юридический наук. .
Правила дорожного движения в России нарушаются как водителями, так и пешеходами. Госдумой РФ принят в третьем чтении законопроект, ужесточающий наказание за некоторые нарушения ПДД. В повседневной круговерти мы часто не замечаем, как быстро летит время. Вроде бы недавно поздравляла подругу с очередным днем рождения, и вот снова надо поздравлять. Звоню и узнаю, что она, оказывается, уже больше месяца в коме – машина сбила. Какое-то время регулярно звоню родственникам, узнаю, как самочувствие, – все без изменений. А неделю назад родственники сами позвонили: Тани больше нет. Позже выяснились обстоятельства происшествия. Когда подруга и ее коллеги поздно вечером возвращались с работы, они «толпой» быстро перебежали дорогу в неположенном месте, а Таня на какие-то несколько секунд замешкалась. В результате траектория ее движения пересеклась с траекторией движения «жигулей». Самое обидное – прямо под тем местом, где Таня перебегала дорогу, был подземный переход. Таких случаев в практике адвокатов по ДТП, к сожалению, много, поэтому мы стараемся абстрагироваться от ситуации, рассматривать ее без эмоций, исключительно с правовой точки зрения. Ведь если адвокат будет пропускать все переживания клиента через себя, он вряд ли сможет оказать квалифицированную юридическую помощь. Однако, когда в результате ДТП погибает близкий человек, абстрагироваться трудно. Нахлынувшие эмоции не всегда позволяют разглядеть истинную причину случившегося, а ведь далеко не всегда в ДТП виноват водитель. В частности, именно так было в случае с моей подругой. Из материалов дела усматривается, что сбившая ее машина ехала на небольшой скорости, а водитель, заметив Таню, предпринял все возможное для остановки своего транспортного средства. К сожалению, избежать наезда не удалось. Причина – грубое нарушение пешеходом Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. от 27 января 2009 г.; далее – Правила дорожного движения). Следовательно, водитель не будет нести уголовную ответственность, только гражданско-правовую. Как часто мы, выступая в роли пешеходов, ругаем водителей, не соблюдающих Правила дорожного движения, забывая при этом, что данными правилами установлены определенные требования и к пешеходам, поскольку они также являются участниками дорожного движения. Так, согласно п. 4.1 Правил дорожного движения пешеходы должны передвигаться по тротуарам или пешеходным переходам, а при их отсутствии – по обочинам, не создавая при этом помех для движения транспорта. Двигаясь по краю проезжей части, пешеходы должны идти навстречу движению транспорта, а в темное время суток рекомендуется иметь при себе одежду или предметы со светоотражающими элементами, так как их видно издалека, в то время как пешехода в обычной одежде (особенно на малоосвещенных трассах) водитель может заметить слишком поздно. Правила дорожного движения прямо предусматривают обязанность пешеходов пересекать улицы в специально отведенных местах (по пешеходным переходам, в том числе наземным и подземным), а при отсутствии таких мест – на перекрестках по линии тротуаров или обочин. В случае отсутствия перехода или перекрестка в зоне видимости разрешается переходить дорогу только под прямым углом к краю проезжей части на участках дороги, где нет разделительной полосы или ограждений. Существенным условием при принятии решения о переходе дороги в таких условиях должна быть ее хорошая обзорность в обе стороны (п. 4.3 Правил дорожного движения). Выходя на проезжую часть на нерегулируемых пешеходных переходах, пешеход должен оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, проанализировать их скорость и убедиться, что его переход в данном месте в данный момент будет безопасен. Транспортные светофоры также в некоторых случаях работают не только для водителей, но и для пешеходов. Так, при повороте на перекрестках, где отсутствует пешеходный светофор, при включении стрелки водитель сначала должен пропустить пешеходов (которые в таких случаях руководствуются именно транспортным светофором) и только затем начинать движение. Поскольку пешеход, как уже было отмечено ранее, является участником дорожного движения, КоАП РФ установлена для пешеходов, нарушающих Правила дорожного движения, соответствующая ответственность. Так, согласно ст. 12.29 КоАП РФ нарушение пешеходом этих Правил, не повлекшее никаких последствий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 руб. Если это нарушение повлекло создание помех в движении транспортных средств, размер штрафа составит уже 300 руб., а если оно повлекло по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – от 1000 до 1500 руб. Более того, в последнее время ВС РФ и законодателем уделено ответственному поведению на дороге и водителей, и пешеходов достаточно пристальное внимание. Например, в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» разъясняется, что несоблюдение потерпевшим конкретных пунктов Правил дорожного движения могут быть учтены судом как обстоятельства, смягчающие наказание водителя при рассмотрении уголовного дела по ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»). Кроме того, 7 мая 2009 г. принят Федеральный закон № 86-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», предусматривающий увеличение размера штрафа для пешеходов за нарушение Правил дорожного движения в ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ со 100 до 200 руб. Законом также увеличена ответственность водителей за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения, установленная ст. 12.18 КоАП РФ. Если в действующей ранее редакции за невыполнение водителем требований Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, Кодекс допускал 2 санкции: предупреждение водителя или наложение на него штрафа в размере 100 руб., то теперь за это деяние полагается наказание только в виде наложения административного штрафа в размере от 800 до 1000 руб. Часто причиной ДТП, повлекшего тяжкие последствия (в том числе наезд на пешехода и как результат – причинение тяжкого вреда здоровью или смерть), является нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на пешеходном переходе, тротуаре, в связи с чем пешеходы вынуждены обходить машины по проезжей части. Законом предусмотрено внесение изменений в п. 3 ст. 12.19 КоАП РФ, устанавливающий ответственность за указанное правонарушение, в том числе твердо определен размер штрафа – 300 руб. (ранее от 200 до 300 руб.). Хочется верить, что с принятием закона об изменениях в КоАП РФ нарушений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, станет меньше. А для большего роста сознательности наших граждан приведу некоторые цифры. Многие водители и пешеходы наивно полагают, что разрешенная в населенных пунктах скорость 60 км/ч совсем небольшая. Однако они серьезно ошибаются. При движении со скоростью 60 км/ч автомобиль за секунду проезжает почти 17 м, а его тормозной путь на сухом дорожном покрытии составляет около 38-42 м. То есть с момента принятия водителем, заметившим перебегающего дорогу пешехода, решения об остановке автомобиля (резком нажатии педали тормоза до упора) фактически неуправляемый автомобиль по инерции проезжает до полной его остановки около 40 м. При мокром, скользком дорожном покрытии, а также замедленной реакции водителя, наличии отвлекающих факторов данное расстояние значительно увеличивается. Так что прежде чем увеличить скорость на свободном участке дороги или, наоборот, не снизить ее перед пешеходным переходом, выбежать на дорогу в неположенном месте, чтобы проскочить ее, пока машин нет, подумайте: а стоит ли это вашего (или чьего-то) здоровья и тем более жизни?
Екатерина СМИРНОВА, кандидат юридических наук, адвокат, участник Программы «АВТО-АДВОКАТ», заместитель председателя президиума Московской коллегии адвокатов «РОСАР»
По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в Московскую Коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат": тел.: +7 (926) 220-38-00, + 7 (926) 659-68-80, +7 (926) 126-71-59,+7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73.
|
|
|
|
|