Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52033-2003
"Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с
отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического
состояния"
(принят постановлением Госстандарта РФ от 27 марта 2003 г. N 100-ст)
Motor vehicles with petrol
engines. Emission of the exhaust gas pollutants. Norms and methods of the
control for estimation of technical condition
Дата введения 1 января 2004 г.
Введен впервые
Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации
автотранспортные средства с бензиновыми двигателями (далее - автомобили)
категорий М_1, М_2, М_3, N_1, N_2, N_3*,
оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов.
Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в
отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное
значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке
технического состояния систем автомобиля и двигателя.
Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и
качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их
технической эксплуатации, установленных предприятиями-изготовителями.
Настоящий стандарт не распространяется на автотранспортные средства, полная
масса которых составляет менее 400 кг или максимальная скорость не превышает
50 км/ч.
В
настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 41.83-99 (Правила ЕЭК ООН N 83) Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов
загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей.
В
настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими
определениями и обозначение:
3.1 автомобили, находящиеся в эксплуатации:
Автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.
3.2 рабочая температура охлаждающей жидкости или
моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла,
рекомендованная предприятием-изготовителем для работающего двигателя.
3.3 коэффициент избытка воздуха, ламбда:
Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха,
поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой
для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по
результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.
3.4 система нейтрализации отработавших газов:
Совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический
нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы,
обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами
при работе двигателя в различных режимах.
3.5 двухкомпонентная система нейтрализации отработавших
газов: Система нейтрализации отработавших газов, обеспечивающая снижение
содержания в отработавших газах, в основном, оксида углерода и
углеводородов.
3.6 трехкомпонентная система нейтрализации отработавших
газов: Система нейтрализации отработавших газов с обратной связью (по
коэффициенту избытка воздуха ламбда), обеспечивающая снижение содержания в
отработавших газах оксида углерода, углеводородов и оксидов азота.
3.7 диагностический индикатор: Световой индикатор,
расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением
контура двигателя или надписями "Проверь двигатель" ("Check engine"),
"Обслужи двигатель" ("Service engine soon") и т.п., информирующий водителя о
появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации
отработавших газов.
3.8 встроенная (бортовая) система диагностирования
двигателя: Совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств,
обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в
системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также
накопление этой информации в процессе эксплуатации.
4.1 Содержание оксида углерода и углеводородов в
отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода
на минимальной (n_мин) и повышенной (n_пов) частотах вращения коленчатого
вала двигателя, установленных предприятием - изготовителем автомобиля.
При отсутствии данных, установленных предприятием - изготовителем
автомобиля:
-
значение n_мин не должно превышать:
1100 мин(-1) для автомобилей категорий M_1 и N_1,
900 мин(-1) для автомобилей остальных категорий:
-
значение n_пов устанавливают в пределах:
2500 - 3500 мин(-1) для автомобилей категорий М_1 и N_1, не оборудованных
системами нейтрализации,
2000 - 3500 мин(-1) для автомобилей категорий М_1 и N_1, оборудованных
системами нейтрализации,
2000 - 2800 мин(-1) для автомобилей остальных категорий независимо от их
комплектации.
4.2 Содержание оксида углерода и углеводородов (объемные
доли) должно быть в пределах данных, установленных предприятием -
изготовителем автомобиля, но не более значений, указанных в
таблице 1.
Таблица 1
┌───────────────────────────────────┬───────────┬───────────┬───────────┐
│ Комплектация автомобиля*
│ Частота │ Оксид │Углеводоро-│
│ │ вращения │
углерода, │ ды, │
│ │коленчатого│
объемная │ объемная │
│ │ вала │
доля, % │ доля, │
│ │
│ │ млн(-1) │
├───────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Автомобили категорий М_1 М_2, М_3,│ n_мин
│ 4,5 │ - │
│N_1, N_2, N_3, произведенные до│
│ │ │
│01.10.1986 г. │
│ │ │
├───────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Автомобили категорий M_1 и N_1, не│ n_мин
│ 3,5 │ 1200 │
│оснащенные системами
нейтрализации├───────────┼───────────┼───────────┤
│отработавших газов**
│ n_пов │ 2,0 │ 600 │
├───────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Автомобили категорий М_2, М_3, N_2,│ n_мин
│ 3,5 │ 2500 │
│N_3, не оснащенные
системами├───────────┼───────────┼───────────┤
│нейтрализации отработавших газов**
│ n_пов │ 2,0 │ 1000 │
├───────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Автомобили категорий М_1 и N_1,│ n_мин
│ 1,0 │ 400 │
│оборудованные
двухкомпонентной├───────────┼───────────┼───────────┤
│системой нейтрализации отработавших│ n_пов
│ 0,6 │ 200 │
│газов │
│ │ │
├───────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Автомобили категорий М_2, М_3, N_2,│ n_мин
│ 1,0 │ 600 │
│N_3, оборудованные двухкомпонентной│
│ │ │
│системой нейтрализации отработавших│
│ │ │
│газов │
│ │ │
│
├───────────┼───────────┼───────────┤
│ │ n_пов
│ 0,6 │ 300 │
├───────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Автомобили категорий М_1 и N_1 с│ n_мин
│ 0,5 │ 100 │
│трехкомпонентной
системой├───────────┼───────────┼───────────┤
│нейтрализации отработавших газов и│ n_пов
│ 0,3 │ 100 │
│те же автомобили, оборудованные│
│ │ │
│встроенной (бортовой) системой│
│ │ │
│диагностирования***
│ │ │ │
├───────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Автомобили категорий М_2, М_3, N_2,│ n_мин
│ 0,5 │ 200 │
│N_3 с трехкомпонентной
системой├───────────┼───────────┼───────────┤
│нейтрализации отработавших газов и│ n_пов
│ 0,3 │ 200 │
│те же автомобили, оборудованные│
│ │ │
│встроенной (бортовой) системой│
│ │ │
│диагностирования***
│ │ │ │
├───────────────────────────────────┴───────────┴───────────┴───────────┤
│* В эксплуатационных
документах автомобиля предприятие-изготовитель│
│указывает штатную комплектацию автомобиля
оборудованием для снижения│
│выбросов загрязняющих веществ (далее - вредные
выбросы); предельно│
│допустимое содержание оксида углерода,
углеводородов и допустимый│
│диапазон значений коэффициента избытка воздуха
ламбда. │
│ │
│** Для автомобилей с
пробегом до 3000 км нормативные значения│
│содержания оксида углерода и углеводородов
в отработавших газах│
│установлены технологическими нормами
предприятия-изготовителя. │
│ │
│*** Дополнительные требования
для автомобилей этой группы установлены в│
│4.3
и
6.4.3.
│
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.3 Значение коэффициента избытка воздуха ламбда в режиме
холостого хода на n_пов у автомобилей, оборудованных трехкомпонентной
системой нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах данных,
установленных предприятием-изготовителем. Если данные
предприятия-изготовителя отсутствуют или не указаны, значение коэффициента
избытка воздуха ламбда должно быть от 0,97 до 1,03.
4.4 Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие
на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и
установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали установленных
настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при
условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания,
указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).
5.1 Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в
соответствии с разделом 3 приложения 4 ГОСТ Р 41.83 должно соответствовать
требованиям, указанным в
таблице 2.
Таблица 2
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│Система автомобиля│ Требования к
техническому состоянию │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Система выпуска│Комплектность (отсутствие
элементов системы выпуска│
│отработавших газов│не допускается);
герметичность (отсутствие│
│ │механических пробоев и сквозной
коррозии; при работе│
│ │двигателя на холостом ходу в
соединениях и элементах│
│ │системы выпуска отработавших
газов не должно быть│
│ │утечек, а для автомобилей,
оборудованных системой│
│ │нейтрализации отработавших
газов, не допускаются│
│ │утечки в атмосферу минуя
нейтрализатор) │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Система │Комплектность (отсутствие
или несоответствие│
│нейтрализации │эксплуатационным документам
элементов системы│
│отработавших газов│нейтрализации, системы
улавливания паров топлива,│
│и другое│рециркуляции отработавших
газов, экономайзера│
│оборудование для│принудительного холостого
хода и т.п. не│
│снижения
вредных│допускается) │
│выбросов
│ │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Система вентиляции│Комплектность; герметичность (рассоединение
трубок в│
│картера │системе вентиляции
картера двигателя, утечка│
│ │картерных газов через
различные неплотности в│
│ │атмосферу не
допускаются) │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Встроенная система│Функционирование
диагностического индикатора│
│диагностирования │соответствует исправной
работе двигателя и его│
│двигателя │систем (диагностический
индикатор при работе│
│ │двигателя
выключен) │
└──────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┘
5.2 Проверку автомобилей на соответствие требованиям
4.2,
4.3 и
5.1
рекомендуется проводить в случаях, перечисленных в
приложении А.
6.1 Общие требования
6.1.1 Атмосферные условия при проведении измерений
нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны находиться в
следующих пределах:
-
температура окружающего воздуха - от минус 10 до плюс 35°С;
-
атмосферное давление - от 92,0 до 105,3 кПа (от 690 до 790 мм рт. ст.).
6.1.2 При измерениях следует применять газоанализаторы,
тахометры и пр. (далее - приборы), соответствующие требованиям
приложения Б
и имеющие действующие свидетельства о поверке.
Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная
влажность в месте расположения прибора и другие условия его использования
должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации
предприятия - изготовителя прибора.
6.2 Подготовка к проведению измерений
6.2.1 Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле
систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае
несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной
предприятием-изготовителем измерения не проводят.
6.2.2 Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до
температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей
жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже
60°С.
6.2.3 После прогрева двигателя автомобиль подготовляют к
измерениям в следующем порядке:
-
устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передачи для
автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение;
-
затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;
-
подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла (при его наличии
в комплекте измерительного оборудования);
-
вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на
глубину не менее 300 мм от среза (при косом срезе выпускной трубы глубину
отсчитывают от короткой кромки среза);
-
полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии
карбюратора).
6.3 Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных
системами нейтрализации отработавших газов
6.3.1 Перед проведением измерений проверяют и
устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.
6.3.2 Измерения проводят в следующем порядке:
-
запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой,
увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до n_пов и работают
в этом режиме не менее 15 с;
-
отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая минимальную
частоту вращения вала двигателя (в соответствии с
4.1), и не
ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов;
-
устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя n_пов и не ранее
чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.
6.4 Проведение измерений на автомобилях, оснащенных
системами нейтрализации отработавших газов
6.4.1 Перед проведением измерений проверяют и
устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО, СН и
СО2.
6.4.2 Измерения выполняют в следующем порядке:
-
запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой,
увеличивают частоту вращения вала двигателя до n_пов, выдерживают этот режим
в течение 2 - 3 мин (при температуре окружающего воздуха ниже 0°С - 4 - 5
мин) и после стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют
значение коэффициента избытка воздуха ламбда;
-
устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя n_мин (в
соответствии с
4.1) и не
ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.
Приступать к измерению на n_мин следует не позднее чем через 30 с после
проверки в режиме n_пов.
6.4.3 На автомобилях, оснащенных трехкомпонентной системой
нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования,
перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и
системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора,
расположенного на приборной панели:
-
при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор
должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при
отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после
включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;
-
после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в
случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во
включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.
Примечания
1
При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует
проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные
значения содержания оксида углерода и углеводородов.
2
При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении
газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь
закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.
3
Результаты измерений регистрируют в журнале (приложение
В).
______________________________
* Определение категорий приведено в соответствии с
приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.З
документ TRANS/SC.l/WP.29/78/Amend.3).
Приложение А
(рекомендуемое)
Условия
проведения проверок автомобилей на соответствие требованиям настоящего
стандарта
Проверки могут быть проведены:
-
на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных,
периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;
-
при сертификационных испытаниях;
-
при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в
установленном порядке специально уполномоченными органами;
-
на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом
обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на
изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;
-
на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.
Приложение Б
(обязательное)
Требования к приборам
Б.1 Метрологические и технические характеристики
газоанализаторов
Б.1.1 Применяют для измерения содержания нормируемых
компонентов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями:
-
не оснащенных системами нейтрализации или оснащенных двухкомпонентными
(окислительными) системами нейтрализации - двухканальные газоанализаторы,
предназначенные для измерения содержания оксида углерода (СО) и
углеводородов (СН) в пересчете на гексан;
-
оснащенных трехкомпонентными системами нейтрализации - четырехканальные
газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО, СН, диоксида
углерода (СО2) и кислорода (О2).
Четырехканальные газоанализаторы могут быть также использованы для
проведения измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации
или оснащенных двухкомпонентными системами нейтрализации.
Б.1.2 Применяют для измерения содержания:
-
СО, СН и СО2 в отработавших газах - газоанализаторы непрерывного действия,
принцип действия которых основан на инфракрасной спектроскопии;
-
О2 - электрохимический сенсор.
Б.1.3 Четырехканальные газоанализаторы, предназначенные
для измерения содержания СО, СН, СО2 и О2, должны соответствовать по
метрологическим характеристикам приборам классов 0; I или II в соответствии
с классификацией, изложенной в
[1].
Двухканальные газоанализаторы (СО и СН) должны соответствовать приборам
класса II.
Б.1.4 Газоанализаторы должны быть укомплектованы
пробоотборным зондом, который вставляют в выпускную трубу автомобиля на
глубину не менее 300 мм и удерживают в фиксированном положении с помощью
специального устройства. Конструкция пробоотборного зонда должна
обеспечивать подачу пробы и газоанализатор без изменения ее состава.
Б.1.5 Минимальные диапазоны измерений газоанализаторов
указаны в
таблице Б.1.
Таблица Б.1
┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
│Класс прибора│ Диапазон измерений,
объемная доля │
│
├─────────────┬──────────────┬─────────────┬──────────────┤
│ │ СО, % │ СО2, % │ О2,
% │ СН, млн(-1) │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 0; I │ 0 - 5 │ 0 - 16 │ 0 -
21 │ 0 - 2000 │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ II │ 0 - 7 │ 0 - 16 │ 0 -
21 │ 0 - 3000 │
└─────────────┴─────────────┴──────────────┴─────────────┴──────────────┘
Б.1.6 Пределы допускаемой абсолютной (Дельта) или
относительной (дельта) погрешности (что больше) измерения объемной доли
компонентов для газоанализаторов разных классов должны соответствовать
указанным в
таблице Б.2.
Таблица Б.2
┌─────────┬──────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
│ Класс │ Погрешность │ Пределы
допускаемой погрешности*
│
│ │
├─────────┬──────────┬─────────┬───────────┤
│ │ │ СО │ СО2
│ О2 │ СН │
├─────────┼──────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼───────────┤
│ 0 │ Абсолютная**
│ +- 0,03 │ +- 0,5 │ +- 0,1 │ +- 10 │
│
├──────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼───────────┤
│ │ Относительная │ +- 3% │ +- 4% │
+- 3 % │ +- 5% │
├─────────┼──────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼───────────┤
│ I │ Абсолютная**
│ +- 0,06 │ +- 0,5 │ +- 0,1 │ +- 12 │
│
├──────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼───────────┤
│ │ Относительная │ +- 4% │ +- 4%
│ +- 4% │ +- 5% │
├─────────┼──────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼───────────┤
│ II │ Абсолютная**
│ +- 0,2 │ +- 1 │ +- 0,2 │ +- 20 │
├─────────┼──────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼───────────┤
│ │ Относительная │ +- 6% │ +- 6%
│ +- 6% │ +- 6% │
├─────────┴──────────────────┴─────────┴──────────┴─────────┴───────────┤
│* Абсолютная или относительная,
что больше. │
│** Абсолютная погрешность
измерения объемной доли оксида углерода,│
│диоксида углерода и кислорода указана в
процентах, объемной доли│
│углеводородов - в миллионных
долях. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Б.1.7 Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с
пределами погрешности, указанными в
таблице Б.2,
при следующих условиях:
- температура окружающего воздуха - (20 +- 5)°С;
- относительная влажность воздуха - (65 +- 15)%;
- атмосферное давление - (101,3 +- 1,5) кПа;
-15
- напряжение питания - 220 В (───)%.
+10
Б.1.8 Нормы дополнительных погрешностей газоанализаторов,
обусловленных изменениями каждой из влияющих величин по
Б.1.7,
должны быть в пределах, установленных стандартами или техническими условиями
на газоанализаторы конкретных типов.
Б.1.9 Четырехканальные газоанализаторы должны иметь
программное обеспечение, позволяющее рассчитывать коэффициент ламбда, по
формуле
где [СО2], [СО], |О2] - объемная доля диоксида, оксида углерода и
кислорода соответственно, %;
H - отношение числа атомов водорода к числу атомов
cню углерода в бензине, H_cню = 1,7261;
O - отношение чиста атомов кислорода к числу атомов
cню углерода в бензине, О_cню = 0,0176;
К - поправочный коэффициент для пересчета содержания
углеводородов, измеренного инфракрасным методом,
на гексан. К_1 = 6 x 10(-4), если сумма
углеводородов выражена в объемных долях
(млн(-1)) гексана. Значение К_1 может быть
уточнено изготовителем прибора;
[CH] - объемная доля углеводородов в пересчете на гексан, млн(-1).
Б.1.10 Время установления выходного сигнала (показаний)
не должно превышать, с:
-
30 - для каналов измерения СО, СО2 и СН;
-
60 - для канала измерения О2.
Б.1.11 Газоанализаторы должны быть градуированы по
многокомпонентным смесям, содержащим не менее трех компонентов с указанными
ниже диапазонами объемных долей:
-
для четырехканальных газоанализаторов:
СО
- 0,3 % - 5 %;
СО2 - 4% - 16 %;
СН
- 100 - 2000 млн(-1);
О2
- 0,5 % - 20,9 %;
газ-разбавитель - азот или воздух (для смесей, не содержащих кислород);
-
для двухканальных газоанализаторов:
СО
- 0,5 % - 7%;
СО2 - 4% - 16 %;
СН
- 100 - 2500 млн(-1);
газ-разбавитель - азот или воздух.
Число многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки
газоанализаторов, установлено инструкциями по их эксплуатации.
Отношение погрешности, с которой установлено содержание компонента в
поверочной газовой смеси, к пределу допускаемой основной погрешности
газоанализатора должно быть не более 1/3. В обоснованных случаях допускается
увеличение отношения до 1/2.
Б.1.12 Допускается применять газоанализаторы, работа
которых основана на других принципах действия, соответствующие приведенным
выше требованиям.
Б.2 Требования к тахометрам
Тахометры должны обеспечивать измерения в двух минимальных диапазонах
частоты вращения коленчатого вала двигателя: от 0 до 1200 мин(-1) и от 0 до
6000 мин(-1) с погрешностью не более +- 2,5 % верхнего предела измерений.
Б.3 Требования к измерителям температуры масла
Температура масла должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100°С с
погрешностью не более +- 2,5°С.
|