Адвокат по ДТП рекомендует:
БЕРЕГИТЕ БУМАЖНИК ОТ "САПОЖНИКОВ"
Опубликовано в газете "Обнинск" № 79, 1998 г. ..Автотехнический эксперт, автор Смелов И.В.
Практически каждый водитель просто убежден, что вот именно с ним ничего плохого на дороге (в смысле аварии) никогда не произойдет. Но, увы, иногда происходит, и даже с очень опытными и законопослушными. Хорошо, когда еще нет человеческих жертв, а страдает только "железо". Но даже и в этом случае на голову бедного участника ДТП обрушивается такой груз незнакомых ранее и очень неприятных проблем, что в одиночку их решить ему просто не по силам. Если еще 15-20 лет тому назад в эпоху "Жигулей" и "Запорожцев" водители спокойно разбирались сами на месте происшествия даже без ГАИ, поскольку речь шла о суммах ущерба нормальных и "земных", то теперь даже простая царапина на боку какого-нибудь не первой свежести BMW может потянуть на такую сумму, что впору немедленно переписывать все свое имущество на ближайших родственников, чтобы не остаться в одном нижнем белье. Тут и стоимость восстановительного ремонта, и потеря товарного вида, и упущенная выгода, да еще моральный вред и оплата различных услуг. Вобщем, все дороги после ДТП ведут к специалистам (причем, не столько по ремонту). И вот тут начинается их лихорадочный поиск с помощью друзей, знакомых, газет и т.п. Но на этом пути бедного и неискушенного автомобилиста подстерегает множество трудностей, проблем, расходов сил, средств и нервов и, зачастую, горьких разочарований. Правильно сориентировать его в этой непростой обстановке, обычно некому, а громкой рекламе очень хочется верить, даже если в ней откровенная чушь. Но именно на это часто и делается расчет. Подобно тому, как в последнее время развелось несметное число всяких шарлатанов и жуликов вокруг здоровья, так и вокруг проблемы дорожно-транспортных происшествий появилось множество всевозможных (оценочных, экспертных, консультационных, юридических) контор, фирм, бюро и т.п. Их появление вполне закономерно. Машин становится все больше, в том числе и дорогих. Они попадали в аварии, попадают и будут попадать - это реалии жизни. Пострадавшим машинам и их водителям требуется различная помощь. Есть спрос - будет и предложение. Все это нормально. Вот только если бы необходимые услуги брались оказывать действительно специалисты высокого класса в своей области, а не сапожники, взявшиеся печь пироги. В жизни очень часто бывает так, что главной задачей таких "фирм" является не столько действенная и высокоэффективная помощь нуждающемуся в ней, сколько существенное облегчение его бумажника. Уж больно кусок лакомый, который не хочется упускать. При этом как-то совсем забывается, что для обратившегося на карту порой поставлены очень большие деньги, его имя и даже жизнь. Но о последствиях для него думать некогда, да и просто не хочется. А ведь в этой работе, как и работе врача, одной из главных заповедей должно быть: "Не навреди". Ниже хотелось бы привести некоторые рассуждения, которые помогут тем, кто в этом нуждается, сделать правильный выбор и сэкономить немалые деньги, время, силы и нервы. Начнем с ряда примеров. Итак, многие фирмы с целью привлечения клиентов громко именуют себя экспертными. Пусть так, хотя никакого отношения к судебно-экспертным учреждениям Министерства юстиции, Экспертно-криминалистическим подразделениям органов внутренних дел, ФСБ, Министерства обороны они не имеют, как, впрочем, и к настоящим судебным экспертизам. Какие же экспертизы проводят в этих фирмах? Делают оценку машин? Но это же не экспертиза! В настоящее время существует 10 классов экспертиз: криминалистические, инженерно-технические, транспортные, экономические и др. Причем, экспертизу назначает лицо, производящее дознание- следователем (ст. 195 УПК). Назначение экспертизы в суде по уголовным делам регламентируется статьями 195-207, 269,282 и 283 УПК. По гражданским делам экспертиза назначается судом, согласно ст.79 ГПК. А кто же назначает "экспертизу" фирме? Сам клиент! Пришел и попросил. Элементарно, Ватсон. Ну ладно, полученный на руки акт оценки (или калькуляция), тем не менее нужен и судом принимается, наряду с другими справками, квитанциями, билетами и т.п. Но пусть фирма-оценщик и называет себя фирмой по оценке автомобилей, а не экспертным учреждением. Это будет, по крайней мере, честно и никого не введет в заблуждение, хотя звучит уже не так эффектно. Итак, с одним вопросом разобрались. Фирма, производящая оценку автомобилей и определяющая стоимость восстановительного ремонта не является экспертным учреждением, составление калькуляции не имеет ничего общего с экспертным исследованием, лицо, выполняющее подобную работу есть оценщик, но не эксперт, а полученные на руки заказчиком документы не являются актом экспертизы. Не ограничиваясь одной только оценочной деятельностью, отдельные фирмы с целью получения дополнительных доходов, очень хотели бы заняться еще и проведением судебной автотехнической экспертизы и, в частности, таким ее видом, как экспертиза механизма дорожно-транспортного происшествия. А вот это уже очень серьезно и настораживает. Во-первых, именно на основании выводов судебной автотехнической экспертизы механизма ДТП, главным образом, и будет впоследствии дана юридическая оценка случившемуся и сделан вывод о чьей-либо виновности. Во-вторых, восстановление и исследование механизма ДТП является сложной и трудоемкой работой, требующей большого опыта и специальной подготовки, глубоких знаний в области теории автомобиля и психофизиологии труда водителя, а также хорошей юридической подготовки. Таких специалистов действительно высокого класса даже в Москве можно легко пересчитать по пальцам одной руки. А что же имеем мы? Идем дальше и читаем объявления подобных фирм в печатных изданиях: "Независимая экспертиза..." Но позвольте, а разве бывают экспертизы зависимые? И вообще, от кого независимая? Может быть от обратившегося клиента, который заплатил немалые деньги? Так здесь еще какая зависимость! В следственной и судебной практике, если имеются обстоятельства, подтверждающие личную заинтересованность эксперта, он подлежит немедленному отводу в соответствии со ст. 70 УПК. Или вот: "Автодорожная экспертиза". Но такой экспертизы вообще в природе не существует. Есть судебная автотехническая, относящаяся к классу транспортных экспертиз. Другой образчик литературно-юридических изысков: "Встречные экспертизы". Здесь вообще комментарии излишни. Теперь уже не удивлюсь, если скоро увижу даже "поперечные экспертизы". Кстати, о самих экспертах. Они назначаются исключительно судом, следователем, лицом, производящим дознание (ст.195 УПК; ст.79 ГПК; ст.82 АПК). Им разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, и они предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ. Попутно замечу, что деятельность лица, назначенного следователем или судом для проведения экспертизы, не является коммерческой и для этого не требуется никаких лицензий. В качестве эксперта может быть привлечено любое лицо, обладающее необходимыми для дачи заключения познаниями. И бумажка здесь не при чем. Можно нарисовать десяток удостоверений с триколором и двуглавыми орлами, обозвать себя и ведущим, и главным, и каким угодно экспертом, но при этом по прежнему оставаться просто сотрудником коммерческой организации и дилетантом в данной области научного знания. Единственное, что может на совершенно законных основаниях сделать такой "эксперт", так это письменно изложить по Вашей просьбе свое мнение (за хорошие деньги, разумеется), которое носит название консультационного заключения. Что делать с таким заключением - зависит от Вашей фантазии. Его можно поместить в рамку и повесить дома на стену, в него можно что-нибудь завернуть или наделать, как в детстве, бумажных голубей. На судей такие заключения чаще всего действуют, как красная тряпка на быка. Эти заключения в суде либо вообще не читаются (даже несмотря на шикарную бумагу и лазерную печать), либо судья не придает им никакого значения и выносит определение о назначении судебной автотехнической экспертизы, которую поручает настоящим экспертам, как частным, так и в соответствующие государственные учреждения. Причем, их выводы, являющиеся уже источником доказательств, в 99 случаях из 100 будут прямо противоположные выводам Вашего "благодетеля". И уж совсем плохо, когда в заблуждение оказывается введенным сам судья, поверивший недобросовестной рекламе и не уделивший должного внимания обязательной и тщательной проверке фактической компетенции лица, которому он собирается поручить проведение экспертного исследования. А такое, к сожалению, тоже иногда бывает. Напоследок еще несколько добрых советов своим коллегам-автомобилистам, оказавшимся в послеаварийной ситуации. 1. Если Вы сами полностью виноваты в ДТП или вопрос о виновности еще не решен, не торопитесь с оценкой своего поврежденного автомобиля и не тратьте на это пока деньги. На всякий случай лучше сфотографируйте его. Это может пригодиться. 2. Если Вы виноваты, то Вам просто необходим, а если не виноваты, то Вам все равно не помешает хороший адвокат. по ДТП Ваш выбор должен пасть на адвоката, который удовлетворяет следующим требованиям: сильный юрист, имеющий опыт в ведении соответствующих дел и обладающий хорошими знаниями в области автотехники. Дефицит таких знаний может компенсироваться участием специалиста, с которым адвокат будет работать в тандеме. Только помните, что не всякий именующий себя адвокатом, является таковым на самом деле. 3. В сложной и сомнительной ситуации, еще до визита в ГАИ на комиссию, лучше всего проконсультироваться со специалистом в области ДТП. Но именно со специалистом, а не шарлатаном. После консультации Вы сможете наметить линию своего дальнейшего поведения, решить вопрос о необходимости адвоката и т.п. При выборе такого консультанта следует помнить, что чем громче название и чем роскошней визитная карточка, тем меньше за всем этим стоит. 4. Имейте в виду, что судебная тяжба, которую Вы затеете для взыскания денег с ответчика, растянется на годы. Сейчас обе стороны в этом поединке стоят насмерть. 5. Обязательно выясните, имеет ли выбранная Вами оценочная организация лицензию, в том числе и на определение стоимости восстановительного ремонта. Дело в том, что оценка исправного автомобиля – это одно, а определение объема, вида и стоимости ремонтных воздействий – совсем другое. Проверьте также, вписан ли в лицензию специалист, который будет составлять для Вас калькуляцию Очень хочется пожелать, чтобы все, о чем здесь шла речь, никогда Вам не пригодилось. Но если уж случится несчастье, пусть эти знания помогут Вам с минимальными потерями выйти из создавшегося положения, и пусть Ваш выбор будет хорошо обдуманным и правильным. Сегодня, к счастью, есть из чего выбирать.
Автоэксперт Смелов И.В. тел. +7 (910) 519-15-56
По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП в Московскую коллегию адвокатов "РОСАР", участникам программы "Автоадвокат": тел.: + 7 (926) 659-68-80, +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73.
|
|
|
|
|