Главная Разбор в ГИБДД, суде Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении                                                    

 

 

 

 

 

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определен в главе 29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КРФоАП)

  

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении , в соответствии со статьей  29.1 КРФоАП, судья, орган, должностное лицо обязаны выяснить следующие вопросы:

относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КРФоАП, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

имеются ли ходатайства и отводы.

 

Обстоятельствами, при которых возможен самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица согласно ст. 29.3 КРФоАП могут быть:

- самоотвод или отвод судьи возможен в том случае, если судья, член коллегиального органа, должностное лицо является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя или судья лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела, судья обязан заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

При наличии обстоятельств, предусмотренных в вышеуказанном пункте, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

Причем при отводе обязанность доказывания заинтересованности судьи, члена коллегиального органа, должностного лица лежит на заявителе т.е. на Вас.

Вы должны указать обоснование того, что судья, член коллегиального органа, должностное лицо лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела. Это могут быть оставленные без удовлетворения ходатайства, отказ в допросе свидетелей, не разъяснение Вам прав, предусмотренных КРФоАП и другое.

Как и в других процессуальных кодексах, заявление об отводе рассматривается непосредственно судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

 

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, перечисленные в статье 29.4 КРФоАП, по которым в случае необходимости выносится определение:

- о назначении времени и места рассмотрения дела;

- о вызове лиц, участников производства по делам об административных правонарушениях;

- об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;

- о назначении экспертизы;

- об отложении рассмотрения дела;

- о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

- о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, выносится постановление о прекращении производства по данному делу.

В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица, либо представителя юридического лица,  и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Однако, по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Если по делу об административном правонарушении проведено административное расследование, то оно рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства, однако для этого Вам следует заявить ходатайство.

 

КРФоАП устанавливает определенный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.7.):

- объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

- устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

- проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

- выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

- разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

- рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

- выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

- выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела., в соответствии с частью 3 статьи 29.4 КРФоАП;

- выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 КРФоАП.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела.

Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Следует знать, что нарушение вышеуказанного порядка является основанием для отмены или изменения принятого по делу решения.

Рассмотрение дела в органах ГИБДД, как правило, происходит следующим образом:

(Исходя из практики, Протокол по делу об административном правонарушении на месте ДТП чаще не составляется.)

- сначала опрашивают всех лиц, причем каждого отдельно в кабинете.

В тоже время ст. 24.3 КРФоАП  указывает на то, что дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, т.е. с участием всех участником процесса. Следовательно, происходит прямое нарушение процессуального права, и имеются основания для отмены или изменения всех Постановлений, вынесенных таким способом.

- затем, приглашаются участники производства по делам об административных правонарушениях и на кого-то из них составляется протокол, предлагается подписать протокол, в том числе графу ознакомления с правами по ст. 25.1 КРФоАП и сразу вручается Постановление по делу об административном правонарушении.

Фактически воспользоваться своими правами по приглашению адвоката, ознакомлению со всеми материалами дела, заявлению ходатайств автовладелец не успевает. Поэтому с момента подписания протокола мы рекомендуем сразу заявлять ходатайство о предоставлении возможности реализации своих прав, предусмотренных ст. 25.1 КРФоАП и реализовывать их самостоятельно или с помощью адвоката.

В соответствии со ст.29.11 КРФоАП Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия Постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. Потерпевшему копия вручается лишь по его просьбе. Также вышеуказанным лицам Копия Постановления по делу об административном правонарушении может быть выслана почтой в течение трех дней со дня вынесения Постановления.

В судах порядок установленный ст. 29.7. КРФоАП все же соблюдается.

При рассмотрении дела единолично ведение протокола судебного заседания не предусмотрено. В материалах дела нет показаний опрошенных лиц, перечня исследуемых доказательств, иногда и ходатайств поданных в письменном виде, в связи, с чем проблематично дальнейшее обжалование незаконных решений.

Участники Программы «АВТО-АДВОКАТ» успешно применяют правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в п. 9 Постановления Пленума 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями от 25 мая 2006 г.) -

«В соответствии со статьей 29.8 КРФоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения, участвующих в деле лиц и указываются исследованные документы.

Учитывая, что КРФоАП не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается».

Из вышеизложенного следует, что допускается ведение протокола фиксирующего ход судебного заседания, объяснения, показания и заключения, участвующих в деле лиц и иные процессуальные действия. Однако, для этого мы рекомендуем заявить ходатайство.

Следует учитывать, что требования к ходатайствам в административном процессе установлены ст. 24.4 КРФоАП.

Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению.

Заявленное ходатайство подлежит обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Все Ваши пожелания от опроса свидетелей до производства экспертизы и представления доказательств необходимо облекать в форму ходатайства и подавать в письменном виде.

Участники Программы «АВТО-АДВОКАТ», адвокаты по ДТП рекомендуют занимать активную позицию при рассмотрении дела об административном правонарушении, независимо от того застрахована ответственность или нет, так как в зависимости от последствий ДТП административное дело может «перерасти» в уголовное при рассмотрении которого наличие страхового полиса не помогает.

 

 

1. Адвокат по ДТП предлагает  нашим пользователям ознакомиться со следующими разделами программы "АВТО-АДВОКАТ":

 

 - ДТП: Неотложные действия водителя;

   - ДТП: Ответственность водителей;

   - ДТП: Собирание доказательств;

   - ДТП: Осмотр места происшествия;

    - Установление ответчика.

 

2. Адвокат по ДТП  советует ознакомиться с  полезной информацией, которая изложена в следующих  статьях   участников Программы «АвтоАдвокат»:

 

 

 

        - ДТП: Права и обязанности свидетеля;

        - ДТП: Права и обязанности обвиняемого;

        - ДТП: Советы автоюриста потерпевшим;

        - Права и обязанности пешеходов;

      - Адвокат по ДТП: Выбоина на дороге.

3. Адвокат по ДТП рекомендует ознакомиться с адвокатской практикой участников Программы «АвтоАдвокат» по конкретным делам:

  

        - Наезд на двух несовершеннолетних пешеходов, повлекший причинение вреда средней тяжести;

 

 

 

 

 

       -Участник ДТП обвиняется в выезде в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (ч. 4 ст. 12.15 КРФоАП) и в невыполнении водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КРФоАП);

 

 

 

 

 

     -Установление виновного в совершении ДТП при проезде на запрещающий сигнал светофора;

 

 

     -Определение виновника дорожно-транспортного происшествия (адвокатское расследование);

 

 

 

 

 

 

    -В результате адвокатского расследования установлен автомобиль двойник и оправдан невиновный водитель;

 

 

 

 

 

     - Установление виновного лица в столкновении на одной полосе движения нескольких автомобилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           4. Адвокат по ДТП представляет наиболее интересные изречения  и высказывания прошлого и настоящего, «связанные» с безопасностью дорожного движения: "СКОРОСТЬ", " УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"  "ДОРОГА".

 

 

 

Если  гражданин  получил  решение суда,  с которым он не согласен, обращайтесь к нам,  и мы постараемся  помочь.

Несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции является  одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном порядке.

Право на подачу  апелляционной, кассационной и надзорной жалобы  на  судебное  решение  принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

Опытный адвокат по ДТП  после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями составит апелляционную, кассационную,  надзорную жалобу на приговор или иное решение суда. 

Если Вы сомневаетесь в своих силах,  не можете самостоятельно защищать свои права и интересы, обращайтесь в Московскую коллегию адвокатов «РОСАР» к специалистам  по телефонам  +7 (495) 671-53- 72 или  +7 (495) 671-53-73 (Для сообщений E-mail:  rosar@inbox.ru) и адвокат по ДТП  обязательно поможет Вам.

 

Rambler's Top100 Яндекс цитирования