ДТП: СТОЛКНОВЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Опубликована в журнале «АвтоРеклама», март 2010 г. Автор - адвокат Ахундзянов С.С.
Среди видов дорожно-транспортных происшествий наиболее опасными и тяжкими по последствиям являются столкновения транспортных средств, в том числе с подвижным составом железных дорог. К этому виду ДТП относятся также столкновения с внезапно остановившимся на проезжей части дороги автомобилем (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности). О причинах столкновения транспортных средств редакция журнала попросила рассказать адвоката по дорожно-транспортным происшествиям, Председателя Президиума Московской коллегии адвокатов «РОСАР» С.С. Ахундзянова, одного из соавторов Информационно-правовой программы «АВТОАДВОКАТ».
Адвокат по ДТП С.С. Ахундзянов: В результате столкновения транспортных средств происходит их взаимный контакт и потерпевшим причиняется физический, имущественный и моральный вред. Нередко такие дорожные происшествия приводят к тяжелым травмам и гибели граждан. Как правило, после столкновения автомобилей тело потерпевшего по инерции продолжает двигаться вперед, соударяясь о части салона (кабины) автомобиля (лобовое стекло, передняя панель, рулевое колесо, двери, стойки и т.п.) и выступающие деформированные детали, получая различные повреждения. Затем происходит отбрасывание тела назад с образованием повреждений, локализованных на задней поверхности тела. В процессе столкновения транспортных средств водители и пассажиры, находящиеся в салоне (кабине) автомобиля могут получить множественные и массивные повреждения, сочетанные тупые травмы тела, сопровождающиеся переломами костей скелета с повреждением внутренних органов и кровоизлияниями, а также травматическим шоком, нередко влекущими наступление смерти. В результате столкновений транспортные средства, грузы и дорожные сооружения получают значительные механические повреждения. Практика дорожно-транспортных происшествий показывает, что в результате даже несильного контакта (попутного, встречного, касательного, бокового столкновения) транспортные средства теряют управляемость, что может повлечь их выезд на полосу встречного движения и столкновение с другими автомобилями. Также возможен их выезд за пределы дороги, с последующим наездом на препятствия, стоящий автомототранспорт, пешеходов и иных участников дорожного движения. Даже небольшой контакт двигающихся автомашин вызывает изменение направления их движения. Утрата при столкновении транспортных средств управляемости и устойчивости может привести к их заносу и опрокидыванию. После столкновения автомобилей может произойти их возгорание и пожар с наступлением разных негативных последствий. Основными причинами такого вида дорожно-транспортных происшествий, по мнению адвоката по ДТП, является нарушение нормального функционирования хотя бы одного из элементов системы: «человек – автомобиль – дорога - окружающая среда». Учитывая элементы данной системы, можно выделить несколько групп причин столкновения транспортных средств. К первой группе причин относится все, что связано с, так называемым, «человеческим фактором». Практика показывает, что основными причинами дорожно-транспортных происшествий является нарушение водителем Правил дорожного движения и использование неправильных приемов управления транспортным средством. Опытный адвокат по дорожно-транспортным происшествиям подтвердит, что обвиняемыми в ДТП, как правило, становятся водители допускающие невнимательность, безразличие к окружающей их дорожной обстановке и возникшим в ней изменениям. Этому также способствует отсутствие с их стороны постоянного контроля за движением управляемого транспортного средства, пренебрежение безопасностью других участников дорожного движения и создание опасности для их движения. Нередко к столкновениям приводят несоблюдение водителями требований дорожных знаков, разметки, безопасной дистанции между автомашинами, игнорирование запрещающего сигнала светофора и выезд на встречную полосу дорожного движения. Также к столкновениям может привести превышение установленного ограничения скоростного режима и нарушение правил проезда перекрестков, пешеходных переходов, неправильный обгон и объезд, а также другие нарушения Правил дорожного движения. Использование водителем неправильных приемов управления транспортным средством может быть вызвано различными факторами. Это и неопытность водителя, отсутствие у него навыков по управлению автомобилем в темное время суток, в разных сложных дорожных и метеорологических условиях, а также в случае потери автомобилем управляемости и устойчивости, возникновения заноса и скольжения. У водителя с небольшим стажем вождения возникают трудности при движении в ночное время, в условиях ограниченной видимости, дождя, снегопада и тумана. К тяжким последствиям приводят и неправильные действия водителя по устранению начавшегося заноса и скольжения автомототранспорта. Использование водителем неправильных приемов управления также является существенной причиной аварийности и травматизма на дорогах. Отдельные автомобилисты не знают основных параметров, которые необходимо учитывать при выборе скорости движения транспортного средства. Нередко ими избирается скорость движения без учета ограничений видимости (снегопад, дождь, туман) и обзорности. В практике автоадвокатов были случаи столкновения транспортных средств, которые происходили в результате создания пешеходами аварийной ситуации при пересечения ими траектории движения автомобилей в непосредственной близости от них в неустановленных для этого местах. В процессе дорожного движения различные факторы могут привести к потере устойчивости автомобиля, вызвать его занос, скольжение и опрокидывание. Так, например, сложно рассчитывать на безопасную поездку при неправильном выборе водителем большой скорости по дороге, имеющей различные неровности и выбоины; применении резкого торможение или выполнении крутого поворота без учета скорости движения на мокрой или скользкой дороге. Такое вождение вызывает утрату управляемости автомобилем. При исследовании механизма ДТП автотехнический эксперт использует логическую модель дорожно-транспортного происшествия, которое развивается следующим образом: безопасная дорожно-транспортная ситуация – опасная ситуация – аварийная ситуация – ДТП. Практика показывает, что из опасной ситуации еще можно выйти в случае применения участниками движения технически грамотных и своевременных действий. Аварийная ситуация неизбежно приводит к ДТП. Отдельное и значительное место среди причин столкновений транспортных средств занимает управление ими в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), либо под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии. Кроме того, не каждый гражданин способен безопасно управлять транспортным средством. Для этого необходимы соответствующие индивидуальные психофизиологические качества личности и профессиональная пригодность к управлению. Водитель с замедленной реакцией, особенностями эмоционально-волевой сферы и зрительного восприятия, болезненным состоянием органов чувств и т.д. в определенной мере создает угрозу безопасности движения. Водители, не имеющие права управления транспортным средством либо определенной его категорией, нередко становятся участниками ДТП. Многолетняя практика автоадвокатов показывает, что отказ от использования ремней безопасности или мотошлема увеличивает опасность получения тяжких телесных повреждений или гибели человека. Ко второй группе причин столкновения транспортных средств относятся их неисправности, ненадлежащее техническое состояние, некачественный ремонт и обслуживание, в результате которых в процессе дорожного движения происходит потеря управляемости автомототранспортом. В таких случаях водитель не может совершить безопасный маневр, объезд препятствия, либо снизить скорость, остановиться, не допустить наезда транспортного средства на пешехода, препятствие... Также техническая неисправность может привести к внезапному и произвольному изменению началу движения автомобиля в опасном направлении или резкой его остановке. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии, в соответствии Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090) определен Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Также их эксплуатация запрещена и в случае не прохождения государственного технического осмотра. Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства понимается не устранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами, либо установка недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства). Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке либо не прошедшие государственный технический осмотр. Неоднократно адвокаты по ДТП оказывали юридическую помощь водителям, у автомобилей которых в процессе дорожного движения неожиданно возникали технические неисправности какой-либо системы транспортного средства. Из-за этого автомашины на ровной, без дефектов дороге внезапно изменяли направление движения, становились неуправляемыми... Например, наличие неисправности в рулевой системе является основной причиной возникновения неуправляемого движения автомобиля. Возникновение повреждения в тормозной системе, увеличивающей относительную разность тормозных сил колес, может привести к резкому изменению направлению движения автомобиля, его заносу и вращению. В случае сквозного повреждения шины, как правило, происходит мгновенная её разгерметизация, вызывающая резкое изменение траектории движения транспортного средства в сторону. Не каждый российский водитель обладает устойчивыми навыками экстремального вождения и может технически грамотно выйти из неуправляемого режима движения транспортного средства. Правильное исследование обстоятельств и установление механизма столкновения транспортных средств обеспечит защиту прав и законных интересов участников ДТП, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения. Адвокаты по ДТП рекомендуют гражданам как можно скорее обращаться за квалифицированной помощью по таким делам. Своевременная помощь специалиста позволит выбрать правильную стратегию защиты и обеспечит объективное рассмотрение материалов дела. В следующем номере журнала будет рассказано о столкновении транспортных средств из-за ненадлежащего состояния дорог, неблагоприятной дорожной обстановки и иных причин.
Участники уголовного судопроизводства (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель и др.), реализуя свое конституционное право, на получение квалифицированной юридической помощи, предоставленное ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации, имеют право заключить соглашение об оказании юридической помощи с адвокатом. Опытный адвокат по ДТП после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания и принятыми судебными решениями подготовит апелляционную, кассационную, надзорную жалобу на приговор или иное решение суда. Если физическому или юридическому лицу необходима юридическая помощь по уголовным делам, обращайтесь, ему помогут.
По наиболее сложным вопросам можно обратиться к адвокатам по ДТП Московской коллегии адвокатов «РОСАР», имеющим специализацию и опыт оказания юридической помощи по ДТП:: тел.: +7 (495) 772-08-31, +7 (926) 220-38-00, + 7 (926) 659-68-80, +7 (926) 126-71-59, +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-73; www.avto-advokat.ru, www.biznes-advokat.ru
|
|
|
|
|